Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
«Зеленая» дорожная карта

Промышленники и предприниматели обсудили реформу экологического законодательства

Почему в России не работает экологическое законодательство и как наладить ситуацию, обсудили в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП).

Участники конференции «Экологическая и промышленная безопасность: роль бизнеса и государства в снижении рисков», прошедшей в рамках Недели российского бизнеса, обсудили основные вопросы развития законодательства в области промышленной безопасности, механизмы государственного надзора, а также варианты сотрудничества государства и бизнеса в сфере экологии. Особое внимание было уделено экологической промышленной политике (ЭПП), которая одобрена бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). ЭПП предлагает комплексную экологическую реформу, необходимость которой обусловлена несовершенством действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды на всех уровнях.

Действующее природоохранное законодательство наполнено пробелами и противоречиями. Заместитель генерального директора «Базового Элемента» Вадим Гераскин привел, в частности, такой пример. Сейчас для нормирования воздействия промышленности вместо нормативов качества окружающей среды используются санитарно-гигиенические и рыбохозяйственные нормативы предельно допустимых концентраций (их около 4 тысяч), которые изначально предназначены для других целей. В большинстве случаев промышленность их выполнить не может, даже если перейдет на наилучшие технологии. К чему это приводит на практике? В России все водоемы имеют рыбохозяйственное значение, и поэтому предприятия, расположенные на реках, должны сбрасывать в водоем более чистые сточные воды, чем те, которые они забрали из этого водоема.

Как отмечали участники конференции, разрешительные процедуры предельно усложнены и запутанны. Чтобы получить разрешения по трем видам воздействия (выбросы, сбросы, отходы), предприятия вынуждены пользоваться более чем 170 нормативными документами восьми ведомств.

Фактически сейчас сложилась ситуация, при которой чем грязнее окружающая среда, тем лучше для бюджета. Затраты бизнеса и государства на выполнение и администрирование разрешительного процесса составляют около 300 млрд руб. в год, а сборы природоохранных платежей не превышают 30 млрд руб. в год. Собранные с промышленности средства поступают в бюджет и не используются на решение экологических проблем тех предприятий, которые не могут выполнить предъявляемые экологические требования. Ликвидация экологических фондов в 2001 году превратила природоохранные платежи из компенсационной меры в чисто фискальную. «Сложившаяся система такова, что сейчас за качество окружающей среды никто не отвечает, — говорит заместитель генерального директора группы «Базовый Элемент» Вадим Гераскин. — Отдельные функции по управлению окружающей средой имеют 14 различных ведомств, но при этом ни у одного из них нет полномочий, которые позволили бы устранить противоречия в природоохранном законодательстве».

Поэтому Комитет РСПП по экологии и природопользованию предлагает начать работу по совершенствованию природоохранного законодательства с создания межведомственной рабочей группы по экологии под руководством заместителя председателя правительства РФ одновременно с введением двухлетнего моратория на разработку и внедрение новых природоохранных законов.

Задача Межведомственной рабочей группы — устранить пробелы и противоречия, накопленные сегодня в природоохранном законодательстве, и начать строить новую систему управления качеством окружающей среды.

Эта работа должна стать первым этапом экологической реформы. Сегодня из-за наличия огромного числа противоречий, пробелов и невыполнимых требований система природоохранного регулирования стала громоздкой и неповоротливой. Неэффективность действующей системы снижает конкурентоспособность российской промышленности и не способствует улучшению качества окружающей среды. На втором этапе РСПП предлагает уточнить функции федеральных органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды. Наконец, на третьем этапе — разработать Экологический кодекс РФ и на его основе провести полную перестройку действующей системы регулирования.

Проект экологической реформы был разработан Комитетом РСПП по экологии и природопользованию с участием многих промышленных компаний, а также Центра инноваций и высоких технологий «Концепт». Цель экологической реформы — создать новую систему регулирования в этой сфере на всех уровнях, которая позволит достигать баланс интересов населения, государства и общества при осуществлении хозяйственной деятельности. По расчетам экспертов, экологическая реформа даст значительный экономический эффект и позволит увеличить поток инвестиций предприятий в модернизацию на 400 млрд руб. Реализация реформы займет 7–8 лет.

Регулирование в сфере природоохранной деятельности до сих пор остается административным, а проект подразумевает использование гражданско-правовых норм и институтов. «Для ускорения экономического развития необходимо, чтобы применяющиеся меры вели в первую очередь к стимулированию, а не к новым ограничениям и ухудшению инвестиционного климата», — отметил Вадим Гераскин.

Кроме того, предполагается введение системы стимулов экологической модернизации. В качестве льгот планируются введение возмещения процентной ставки по кредиту, ускоренная амортизация, возможность зачета природоохранных инвестиций в счет платы за негативное воздействие и снижение самой платы в два раза после внедрения НДТ. Санкциями же станет увеличение платежей за воздействие с превышением нормативов до размеров, сопоставимых с затратами на природоохранные мероприятия, а также введение новых составов правонарушения и штрафных санкций. Отдельным пунктом предусмотрено создание инвестиционного фонда поддержки промышленности при переходе на стандарты НДТ.

Создатели проекта надеются, что реализация всего комплекса мер по модернизации производства приведет к снижению загрязнения окружающей среды, энерго- и ресурсосбережению и в конечном счете повысит конкурентоспособность российской промышленности.