Публичная Америка бьет рекорды

Первичные публичные размещения акций в США бьют рекорды, в России интерес к ним, наоборот, почти угас

iStockPhoto
Первичные размещения в США вернулись на докризисный уровень. С 1 июля 28 компаний привлекли $5,2 млрд, что стало рекордом с докризисного времени как по объему привлеченных средств, так и по количеству размещений. В России интерес к IPO угасает, желающие предложить свои акции выходят на зарубежные рынки.

Третий квартал на фондовом рынке США стал необыкновенно удачным в плане первичных публичных размещений (initial public offering, IPO). С начала июля IPO провели 28 компаний и сумели привлечь $5,2 млрд, согласно данным Dealogic. Это рекорд по количеству размещений с июля 2003 года. С начала года на рынок вышла 121 компания — самый большой наплыв с 2007 года.

В первый торговый день акции в среднем прибавляли по 13,2% и в среднем торгуются на 30% выше цены размещения.

Крупнейшим размещением во втором квартале стало IPO American Homes 4 Rent. Она привлекла с рынка $706 млн. Однако теперь ее акции торгуются ниже цены размещения, поскольку неопределенность со ставкой рефинансирования в США снижает уверенность и на рынке жилой недвижимости.

Еще 6 компаний размещаются на этой неделе.

К IPO готовится и сеть отелей Hilton Worldwide. Инвестфонд Blackstone Group, купивший 100% гостиничной сети в 2007 году за $18 млрд, решил продать акции. Правда, это размещение состоится уже в следующем году.

Предпосылки для удачных размещений создает в первую очередь устойчивый рост биржевых котировок. Американские индексы уже вышли на рекордно высокие уровни. Индекс широкого рынка S&P 500 на прошлой неделе установил новый исторический максимум. С начала года индикатор прибавил почти 19%. Его поддержали успешные корпоративные отчеты.

Прибыль более 300 из 441 компании (72%), входящей в S&P 500 и уже опубликовавшей финансовые показатели за прошедший квартал, оказалась лучше прогнозов. Ожидания по выручке были превышены в 55% случаев.

Даже участники, пострадавшие от кризиса конца ХХ века, спровоцированного взлетом котировок акций интернет-компаний и известного как «пузырь доткомов», возвращаются на покинутые высоты. Компания интернет-бронирования Priceline.com благодаря удачному отчету поднялась на уровень 14-летней давности — $984 за акцию. Ее рекорд — $990 — был установлен в 1999 году, а после того, как пузырь доткомов лопнул, цена бумаг опустилась до $10. Акции Priceline.com с начала 2013 года подорожали на 50%.

Индекс рисков CBOE Vix index, показывающий цену, которую готовы дать инвесторы, чтобы застраховаться от волатильности, находится на самом низком уровне за несколько лет.

«Лучшее время для IPO — это когда акции котируются высоко, вдохновляя продавцов, а волатильность на низком уровне», — констатирует главный эксперт по американскому рынку капитала в UBS Джеймс Палмер, цитата по Financial Times.

Несмотря на такое множество размещений, все-таки не каждая компания находит своего инвестора, отмечает эксперт Skadden, Arps, Slate Meagher & Flom Майкл Зейдель.

«Спросом по-прежнему пользуются только компании с хорошей историей и запрашивающие разумную цену. Впрочем, если руководство учитывает все это и готово на определенные уступки, у них есть хорошая возможность разместиться», — говорит Зейдель.

На европейских площадках также наблюдается рост размещений. В июле, по данным Dealogic, компании привлекли $2,2 млрд. И вот уже 10 месяцев как ежемесячные сборы с рынка превышают $1 млрд — это уже близко к рекордной серии 2006 года, которая продлилась 11 месяцев.

России пока далеко до этих темпов. «Интерес отечественных инвесторов к фондовому рынку в целом в последнее время угас, — констатирует аналитик «Промсвязьбанка» Олег Шагов.

— Обороты торгов акциями на Московской бирже низкие. Компаниям сложно разместить свои акции по достойной цене в рамках IPO в России. Именно поэтому они ищут возможность за рубежом. Одно из последних успешных IPO на а Нью-Йоркской фондовой бирже провел недавно российский разработчик программного обеспечения Luxoft». Компания привлекла $69,6 млн. «В рамках размещения компания и ее акционеры предложили инвесторам по $17 за бумагу. За неполные два месяца после IPO акции Luxoft подскочили в цене на треть», — говорит Шагов.