Пенсионный советник

Повторение порученного

Владимир Путин: майские указы не должны быть довеском к работе правительства, а стать базой и стратегией его деятельности

Рустем Фаляхов 07.05.2013, 21:27
Путин введет персональную ответственность за исполнение его указов Александр Астафьев/ИТАР-ТАСС
Путин введет персональную ответственность за исполнение его указов

Указы, подписанные год назад 7 мая, не должны быть довеском к работе правительства, а стать базой и стратегией его деятельности, потребовал президент Владимир Путин. Все министерства должны соотнести свои планы развития с майскими указами, и в конце года каждый министр лично отчитается о выполнении указов. Но майские указы президента подписывались, когда экономика росла вдвое быстрее, говорят эксперты, — исполнять их теперь будет намного сложнее.

Во вторник Владимир Путин провел совещание о ходе исполнения указов, подписанных им в день вступления в должность главы государства — 7 мая 2012 года. Цель указов, напомнил Путин во вступительной речи, — поднять уровень жизни граждан. А сделать это необходимо за счет «кардинального повышения эффективности государственного управления».

«Я хочу это особо подчеркнуть, уважаемые коллеги: это принципиальный вопрос, за счет чего! Прежде всего за счет более эффективного государственного управления и качества работы госсектора», — сказал Путин. От граждан при этом потребуется увеличить производительность труда, а от бизнеса – поднять «инвестиционную активность в экономике». Впрочем Путин не стал уточнять задачи для граждан и бизнеса, сосредоточившись далее исключительно на ответственности чиновников.

7 мая прошлого года, сразу после вступления в должность президента, Владимир Путин подписал серию указов, в которых поручил правительству Дмитрия Медведева решить ряд задач в экономической и социальной сферах. Правительству поручено исполнить 218 поручений, в том числе в 2012–2013 годах 151 поручение, а в последующие пять лет 67 поручений. Накануне совещания в Кремле правительство сообщило о выполнении сначала 40% указов, позднее повысив цифру до 73%.

Претензии у Путина нашлись к каждому министерству. Минздрав, например, не довел до логического завершения инициативу по повышению зарплат медицинским работникам первичного звена и «скорой помощи». «Средства выделили? Выделили. Не обманули? Нет, не обманули. Доведены они до регионов через систему ОМС? Доведены. А до медицинских работников не дошли», — возмутился Путин и вспомнил строчку из песни Владимира Высоцкого — «где деньги, Зин?».

Несколько претензий президента были адресованы Минфину. По словам Путина, на реализацию майских указов из бюджета было дополнительно выделено 192 млрд рублей. «Раскассировано по итогам I квартала только 17 млрд — это меньше 10%.

Что это за работа такая? Опять мы всё на конец года, что ли, перекатим? Ну и какой результат будет, я уже догадываюсь», — сказал Путин.

И привел еще один пример неэффективного госменеджмента. Утвердили программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья с предполагаемым объёмом федерального финансирования в 3,8 трлн рублей до 2025 года. Но Минфин подтвердил только 296 млрд до 2020 года. «Спрашивается, зачем утверждали такой документ, если непонятно, как и за счёт чего его исполнение? Для «галочки» не надо работать», — предупредил Путин.

Такая же «поверхностная работа», по мнению Путина, видна и в деле предоставления земельных участков многодетным семьям. Этот упрек он адресовал представителям президента в федеральных округах.

«По отчетам регионов, в прошлом году землю получили более 54 тыс. многодетных семей. Но участки предоставляются в неудобных местах, процедура получения и оформления земли в собственность, выдача разрешения на строительство явно излишне забюрократизированы», — считает Путин.

Механизм госгарантий по кредитам для среднего производственного бизнеса не работает. На эти цели выделено 20 млрд рублей, но они «лежат мертвым грузом».

Правительству было дано поручение до декабря 2012 года установить исчерпывающий перечень административных процедур в строительстве — для стимулирования жилищного строительства. Правительство проект такого перечня подготовило. Но потом «вдруг вспомнили», что правительство не наделено правом такой перечень устанавливать, но с октября прошлого не может внести необходимые поправки в Думу.

Несмотря на то что претензий к правительству накопилось немало, Путин избегал резких выражений. Возможно, они прозвучали в закрытой части совещания (без участия СМИ). А перед телекамерами президент предпочитал высказываться в адрес исполнительной власти по формуле «с одной стороны, нельзя не отметить, что дело сдвинулось с мертвой точки, однако…»

«Однако – опять приходится говорить «однако» – правительство еще не сформировало экспертную группу, которая будет рассматривать проекты правовых актов, поступивших на портал «Российская общественная инициатива», — вздохнул Путин, оценивая уровень открытости правительства.

Резкое замечание Путин сделал лишь однажды. Главе Минтруда Максиму Топилину он предложил «не переводить стрелки», пояснив, что не давал поручения перенести введение новой пенсионной системы с 2014-го на 2015 год. «Если вы сами считаете, что вы не готовы и нужно перенести на 2015 год, давайте это обсудим. Но не надо только стрелку на меня переводить, что я вам дал какое-то поручение. У меня не было такого поручения», — отрезал Путин.

После закрытой части совещания Путин предложил каждому министерству переверстать планы развития, соразмерив их с майскими указами. Его указы правительству не стоит рассматривать как довесок к основной работе. Указы должны стать базой и стратегией работы всей системы власти, напутствовал Путин.

«Нужна публичная, политическая, персональная ответственность каждого из нас, в том числе каждого члена правительства», — заключил Путин. И пообещал в конце года встретится с каждым из министров и заслушать их доклады по выполнению майских указов.

На вопрос, что было в закрытой от прессы части совещания, не шла ли речь об оргвыводах, министр сельского хозяйства Николай Федоров дипломатично сказал «Газете. Ru», что состоялся конструктивный диалог президента и правительства.

Это же подтвердил и глава Министерства культуры Владимир Мединский. По его словам, указы не догма, а повод действовать эффективнее и быстрее при тех же финансовых возможностях. «По поводу оргвыводов – нет оснований», — резюмировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Партнер компании ФБК Игорь Николаев считает, что указы были подписаны в другой экономической ситуации, когда российская экономика росла с темпом 4–5% годовых, а сейчас ее рост может замедлиться, по официальному прогнозу, до 2,4%. «Тем не менее ответственность за исполнение указов несут обе стороны – президент и правительство, как исполнитель указов. «Ответственность президента в том, что в некоторые из указов заложены нереалистичные целевые показатели, например по росту производительности труда в 1,5 раза и по созданию 25 млн высокопроизводительных рабочих мест», — говорит Николаев и напоминает про агитку времен СССР. «Тогда говорилось, что коммунизм будет построен в 1980 году. И правительство вроде бы старалось, но коммунизм не наступил», — иронизирует Николаев. А ответственность правительства может наступить только в том случае, если целевые показатели реальны, но правительство работает неэффективно. Как работает правительство, будет понятно в ближайшее время, уверен эксперт.