Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Германия вылетела из трубы

Германская RWE выходит из проекта газопровода Nabucco

Алексей Топалов 15.04.2013, 14:32
Здание штаб-квартиры RWE в Эссене, Германия Bernd Thissen/AFP/Getty Images
Здание штаб-квартиры RWE в Эссене, Германия

Концерн RWE продает долю в консорциуме по строительству газопровода Nabucco. Это способ сэкономить: акционеры не смогли обеспечить загрузку трубы, из-за этого сроки ввода в строй неоднократно переносились.Проект не потерял политическую поддержку, но пока находится на стадии подписания межправсоглашений. Российская альтернатива — «Южный поток» — уже строится, и «Газпром» заключает коммерческие контракты на поставку газа.

Германская RWE выходит из проекта газопровода Nabucco. Доля корпорации в международном консорциуме перешла к другому акционеру Nabucco — австрийской OMV. Представитель RWE говорит, что австрийский концерн закрыл сделку по приобретению 16,67% акций 1 марта. Таким образом, доля OMV удвоилась и составила 33,34%.

Газопровод Nabucco должен снизить зависимость европейского рынка от российского газа и предназначен для поставок в страны Европы газа из Прикаспийского региона, а в перспективе, возможно, из Ирана и Ирака. Именно Nabucco долгое время считался главным конкурентом российской трубы «Южный поток», но в последние годы акционеры Nabucco сталкиваются с трудностями.

Изначально в проекте Nabucco с равными долями по 16,67% участвовали австрийская OMV Gas & Power GmbH, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкий Botas и германский RWE Supply & Trading GmbH. Инвестиции первоначально оценивались примерно в 8 млрд евро, но, по неофициальным данным, в 2011 году оценка затрат выросла почти вдвое— до 12–15 млрд евро. Эксперты объясняли это ростом цен на металл и трубы.

В апреле 2012 года о намерении выйти из проекта заявила Венгрия. Об этом говорил венгерский премьер-министр Виктор Орбан. По его словам, проект сталкивается с трудностями, и поэтому «даже венгерская MOL покидает его».

MOL тогда заявила, что вокруг проекта «существует много неопределенностей, которые сложно игнорировать». Но сейчас «дочка» MOL FGSZ по-прежнему владеет 16,67% Nabucco.

Германское агентство DPA сообщает, за счет выхода из Nabucco RWE рассчитывает сэкономить деньги.

RWE вела переговоры с OMV о продаже доли с конца прошлого года. Германская компания заявляла, что может выйти из проекта в связи с изменившимися условиями. Акционеры не смогли обеспечить загруженность трубы – договориться удалось только с Азербайджаном, но 10 млрд кубометров, которые гарантировала эта страна, не хватит для заполнения трубы плановой мощностью в 31 млрд кубометров. Из-за этого сроки ввода Nabucco в строй уже неоднократно переносились.

В последний раз Nabucco Gas Pipeline (оператор проекта) заявляла об их смещении с 2015 года на 2017 год.

В связи с затруднениями в 2012 году было принято решение о сокращении протяженности трубы – новый вариант должен был составить 1,3 тыс. км по сравнению с 3,9 тыс. км, запланированных изначально. Газопровод будет проложен до Австрии не от Прикаспийского региона, как предполагалось, а от турецко-болгарской границы. Проект получил название Nabucco West, газ в трубу пойдет со второй очереди азербайджанского месторождения Шах-Дениз. Мощность трубы пока не определена, но ранее сообщалось, что она может составить половину мощности Nabucco.

«Проект Nabucco в его изначальном виде был нежизнеспособен из-за неопределенности с ресурсной базой, — комментирует директор по развитию бизнеса в странах СНГ агентства Argus Вячеслав Мищенко. — Кроме того, Nabucco пока находится на стадии подписания межправсоглашений, в то время как российский «Южный поток» уже строится и «Газпром» заключает коммерческие контракты на поставку газа». По словам Мищенко, единственным реальным сценарием Nabucco на сегодняшний день можно считать только проект Nabucco West.

В прошлую пятницу в Будапеште Болгария, Венгрия, Румыния, Турция и Австрия подтвердили политическую поддержку Nabucco West. «Вероятно, для RWE участие в проекте Nabucco West имеет меньший экономический смысл, чем для OMV», — полагает Виталий Крюков из ИДФ «Капиталъ».