Пенсионный советник

Германия вылетела из трубы

Германская RWE выходит из проекта газопровода Nabucco

Алексей Топалов 15.04.2013, 14:32
Здание штаб-квартиры RWE в Эссене, Германия Bernd Thissen/AFP/Getty Images
Здание штаб-квартиры RWE в Эссене, Германия

Концерн RWE продает долю в консорциуме по строительству газопровода Nabucco. Это способ сэкономить: акционеры не смогли обеспечить загрузку трубы, из-за этого сроки ввода в строй неоднократно переносились.Проект не потерял политическую поддержку, но пока находится на стадии подписания межправсоглашений. Российская альтернатива — «Южный поток» — уже строится, и «Газпром» заключает коммерческие контракты на поставку газа.

Германская RWE выходит из проекта газопровода Nabucco. Доля корпорации в международном консорциуме перешла к другому акционеру Nabucco — австрийской OMV. Представитель RWE говорит, что австрийский концерн закрыл сделку по приобретению 16,67% акций 1 марта. Таким образом, доля OMV удвоилась и составила 33,34%.

Газопровод Nabucco должен снизить зависимость европейского рынка от российского газа и предназначен для поставок в страны Европы газа из Прикаспийского региона, а в перспективе, возможно, из Ирана и Ирака. Именно Nabucco долгое время считался главным конкурентом российской трубы «Южный поток», но в последние годы акционеры Nabucco сталкиваются с трудностями.

Изначально в проекте Nabucco с равными долями по 16,67% участвовали австрийская OMV Gas & Power GmbH, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкий Botas и германский RWE Supply & Trading GmbH. Инвестиции первоначально оценивались примерно в 8 млрд евро, но, по неофициальным данным, в 2011 году оценка затрат выросла почти вдвое— до 12–15 млрд евро. Эксперты объясняли это ростом цен на металл и трубы.

В апреле 2012 года о намерении выйти из проекта заявила Венгрия. Об этом говорил венгерский премьер-министр Виктор Орбан. По его словам, проект сталкивается с трудностями, и поэтому «даже венгерская MOL покидает его».

MOL тогда заявила, что вокруг проекта «существует много неопределенностей, которые сложно игнорировать». Но сейчас «дочка» MOL FGSZ по-прежнему владеет 16,67% Nabucco.

Германское агентство DPA сообщает, за счет выхода из Nabucco RWE рассчитывает сэкономить деньги.

RWE вела переговоры с OMV о продаже доли с конца прошлого года. Германская компания заявляла, что может выйти из проекта в связи с изменившимися условиями. Акционеры не смогли обеспечить загруженность трубы – договориться удалось только с Азербайджаном, но 10 млрд кубометров, которые гарантировала эта страна, не хватит для заполнения трубы плановой мощностью в 31 млрд кубометров. Из-за этого сроки ввода Nabucco в строй уже неоднократно переносились.

В последний раз Nabucco Gas Pipeline (оператор проекта) заявляла об их смещении с 2015 года на 2017 год.

В связи с затруднениями в 2012 году было принято решение о сокращении протяженности трубы – новый вариант должен был составить 1,3 тыс. км по сравнению с 3,9 тыс. км, запланированных изначально. Газопровод будет проложен до Австрии не от Прикаспийского региона, как предполагалось, а от турецко-болгарской границы. Проект получил название Nabucco West, газ в трубу пойдет со второй очереди азербайджанского месторождения Шах-Дениз. Мощность трубы пока не определена, но ранее сообщалось, что она может составить половину мощности Nabucco.

«Проект Nabucco в его изначальном виде был нежизнеспособен из-за неопределенности с ресурсной базой, — комментирует директор по развитию бизнеса в странах СНГ агентства Argus Вячеслав Мищенко. — Кроме того, Nabucco пока находится на стадии подписания межправсоглашений, в то время как российский «Южный поток» уже строится и «Газпром» заключает коммерческие контракты на поставку газа». По словам Мищенко, единственным реальным сценарием Nabucco на сегодняшний день можно считать только проект Nabucco West.

В прошлую пятницу в Будапеште Болгария, Венгрия, Румыния, Турция и Австрия подтвердили политическую поддержку Nabucco West. «Вероятно, для RWE участие в проекте Nabucco West имеет меньший экономический смысл, чем для OMV», — полагает Виталий Крюков из ИДФ «Капиталъ».