Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Необязательная труба «Газпрома»

Польша подписала меморандум по трубе Ямал--Европа-2, но строить ее пока не намерена

Алексей Топалов 05.04.2013, 19:11
Польша подписала меморандум по трубе Ямал-Европа-2, но строить ее пока не намерена Рамиль Ситдиков/РИА «Новости»
Польша подписала меморандум по трубе Ямал-Европа-2, но строить ее пока не намерена

Россия и Польша подписали меморандум по газопроводу Ямал--Европа-2. «Газпром» заявляет, что польские партнеры примут участие в строительстве трубы, а польская сторона – о том, что меморандум не является обязывающим документом и ни о каком строительстве пока речи нет. Эксперты оценивают проект как не имеющий экономического смысла для России, но Польше он может принести доход в виде платы за транзит газа.

«Газпром» и компания «Европол Газ» (СП «Газпрома» и польской PGNiG, владеющее польским участком газопровода Ямал--Европа) подписали меморандум о взаимопонимании по проекту Ямал--Европа-2. Об этом в пятницу сообщает «Газпром».

Согласно документу, стороны будут совместно реализовывать проект строительства газопровода мощностью 15 млрд кубометров, который пройдет через территорию Белоруссии в Польшу и далее в направлении Словакии и Венгрии. Технико-экономическое обоснование проекта будет подготовлено в течение полугода.

«Проектные и строительные работы будут выполнены при активном участии наших польских партнеров», — прокомментировал глава «Газпрома» Алексей Миллер. Ранее в пятницу он провел встречу с вице-премьером Польши, главой польского министерства экономики Янушем Пехочиньским, в ходе которой также обсуждалась труба Ямал--Европа-2. Миллер представил основные параметры газопровода, отметив, что проект принесет Польше экономическую выгоду в виде платы за транзит через территорию республики, а также будет способствовать повышению энергобезопасности потребителей Центральной Европы.

«Европол Газ», в свою очередь, подчеркивает, что меморандум не содержит решения о строительстве газопровода и не является ни юридически обязывающим документом, ни обязательством заключения каких-либо соглашений или контрактов.

Польская PGNiG также отметила, что документ носит исключительно аналитический характер. «Он имеет минимальное бизнес-значение и касается анализа, — сказала в эфире телеканала TVN-CNBC глава PGNiG Гражина Пиотровская-Олива. – Придание такого значения этому документу меня удивляет».

Сейчас действует одна нитка газопровода Ямал--Европа, по которой российский газ поступает в Белоруссию, Польшу и Германию. Его общая протяженность превышает 2000 км, мощность составляет 33 млрд кубометров газа.

В среду президент России Владимир Путин поручил «Газпрому» вернуться к давней идее прокладки второй ветки трубы. Путин подчеркнул, что при реализации этого проекта «снимутся все озабоченности наших польских друзей и повысится надежность снабжения Венгрии и Словакии».

Белоруссия уже выступила с поддержкой новой газопроводной инициативы Кремля. По словам белорусского вице-премьера Владимира Семашко, это «абсолютно реальное и трезвое предложение». Он отметил, что Белоруссии проект принесет выгоду в виде налогов от работы на ее территории газотранспортного предприятия. Плату за транзит Белоруссия получать не будет, так как компания «Белтрансгаз», владеющая белорусскими газопроводами, на 100% принадлежит «Газпрому».

В Польше явно не все согласны со строительством новой газовой трубы. В пятницу польский премьер-министр Дональд Туск заявил, что Польша в дополнительных объемах российского газа не заинтересована, так как намерена диверсифицировать источники поставок. «Для нас газ – это не инструмент ведения политики», — подчеркнул польский премьер. Собственно подписание меморандума он комментировать отказался.

За день до этого министр государственной казны Польши Миколай Будзановский, курирующий ТЭК, заявил, что строительство второй нитки трубы Ямал--Европа представляется сомнительным, приведя аналогичную аргументацию. «Принимая во внимание строительство СПГ-терминала в Свиноуйсьце, который мы хотим ввести в строй в 2014 году, планы, касающиеся добычи сланцевого газа в стране, также смычку между системами, которые уже построены — на границе с Германией, на границе с Чехией, и планируемого газового проекта со Словакией, который был объявлен премьером, — то сегодня представляется сомнительным смысл строительства дополнительной инфраструктуры. Она будет увеличивать нашу зависимость от импорта газа от одного поставщика», — сказал Будзановский.

«Польские политические деятели обязаны говорить о диверсификации поставок и снижении зависимости от России: это лейтмотив всей польской политики»,

— комментирует директор по развитию бизнеса в странах СНГ Argus Media Вячеслав Мищенко. Но в данном случае речь, по его мнению, не идет о дополнительных поставках в Польшу. «Речь идет о получении Польшей дохода от транзита, — добавил он. — «Европол Газ» это прекрасно понимает и именно поэтому готов сотрудничать с «Газпромом».

Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин добавляет, что Польше стоит подписать с «Газпромом» контракт на условиях ship-or-pay, которые подразумевают, что «Газпром» будет оплачивать транзит вне зависимости от того, качается ли по трубе газ.

Эксперт отмечает, что поляки имеют веские основания опасаться банкротства «Газпрома», которое может произойти, если российские налогоплательщики окажутся неспособны субсидировать газового монополиста. «Я имею в виду дальневосточный опыт, где госбюджет компенсирует «Газпрому» убытки от строительства газопровода Сахалин--Хабаровск--Владивосток (около 11 млрд рублей в год), — поясняет Корчемкин. – Похоже, что руководство страны хочет распространить этот опыт на Европейскую часть России».

Максим Мошков из UBS говорит, что с экономической точки зрения прокладка второй нитки трубы Ямал--Европа не имеет смысла для самой России. «Уже сейчас наличествуют избыточные мощности по транспортировке российского газа в Европу. После введения в строй газопровода «Южный поток» они превысят 100 млрд кубометров, — отмечает эксперт. – Очевидно, проект политически мотивирован, его цель – окончательно освободить Россию от транзита газа через Украину». По оценке Мошкова, затраты на строительство Ямал--Европа-2 составят не менее $10 млрд.