Международный нефтетрейдер Gunvor, совладельцем которого выступает российский бизнесмен Геннадий Тимченко, намерен приобрести долю в индонезийском топливном терминале PT Oiltanking Karimun. Об этом указано в материалах Еврокомиссии.
Согласно заявке, поданной Gunvor на согласование в ЕК, PT Oiltanking Karimun, подконтрольная германской группе Marquard & Bahls, и Coral Cay Pte (принадлежит Gunvor Group) намерены установить совместный контроль над терминалом. Сейчас германским партнерам Тимченко принадлежит 95% PT Oiltanking Karimun.
В Gunvor отказались комментировать сделку до ее закрытия.
Marquard & Bahls AG – германский нефтетрейдер, также занимающийся авиатопливом и добычей газа. Компания уже более 60 лет присутствует на энергетическом рынке, имея филиалы во всех регионах мира, за исключением Австралии. Общая выручка Marquard & Bahls в 2011 году составила $24 млн.
PT Oiltanking – первый негосударственный терминал в Индонезии, занимающийся перевалкой широкого спектра нефтепродуктов (бензин, газойль, нафта, биотопливо и др.). Общий объем его хранилищ – 288,8 тыс. кубометров, самую большую долю занимает бензин – 112 тыс. кубометров.
Gunvor ранее с Индонезией не работал, хотя в целом Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) компании интересен (один из главных офисов трейдера располагается в Сингапуре). В основном Gunvor занимается поставками сырой нефти и темных нефтепродуктов, в первую очередь мазутов, бензин также присутствует в портфеле компании, хотя его доля не превышает 10%.
На сайте Gunvor говорится, что конечную бензиновую продукцию компания получает путем смешивания продуктов нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Gunvor владеет комплексами по смешиванию реагентов, которые располагаются в Амстердаме (поставляет топливо в страны Европы, Западной Африки и Северной Америки) и оманском Сухаре (оттуда бензин идет потребителям Восточной Африки и Ближнего Востока).
«С покупкой доли в терминале Gunvor выйдет и на топливные рынки АТР, где нефтепродукты востребованы», — указывает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук.
Доцент отделения востоковедения НИУ Высшая школа экономики Илья Усов отмечает, что в настоящее время вообще наблюдается тенденция к переориентации российского бизнеса с европейских и североамериканских рынков на азиатские. Индонезией заинтересовались ГМК «Норникель», который собирается строить там медеплавильный завод (две очереди мощностью 250 тыс. тонн каждая, общие инвестиции — $850 млн), и РЖД, планирующие построить железную дорогу в провинции Восточный Калимантан (инвестиции $2,4–2,5 млрд).
По словам Усова, не так давно Индонезия, являющаяся крупнейшим нефтепроизводителем в Юго-Восточной Азии, превратилась из нетто-экспортера нефти в нетто-импортера, и в дальнейшем спрос на нефть и нефтепродукты будет только расти. В частности, Индонезия начала закупать нефть российской марки ВСТО (ESPO). «Рост спроса на топливо обуславливается общим ростом индонезийской экономики в течение десятилетия, урбанизацией страны, увеличением автопарка, ростом доступа к электроэнергии (на сегодняшний день такой доступ есть лишь у 2/3 населения), — рассказал он.
Кроме того, Индонезия активно строит мазутные электростанции. И мощности индонезийских НПЗ (порядка 423 млн баррелей, или около 58 млн тонн в год), по словам Усова, будет недостаточно. Это означает, что потребуется закупать нефтепродукты на внешних рынках. «Игра на возрастающей потребности Индонезии в нефти и нефтепродуктов сулит Gunvor неплохие прибыли», — прогнозирует Усов.