Пенсионные накопления будут использоваться для покупки акций на бирже в ходе первичных размещений, для этого необходимо снять существующие ограничения, заявил президент Владимир Путин. Таким образом, деньги ПФР могут быть использованы при проведении приватизации тех компаний, доли в которых государство продает через биржу.
Приватизационные сделки в форме IPO должны проходить на российских площадках, подчеркнул глава государства, но оговорился, что интересами компаний «нельзя жертвовать».
«Приватизация, о которой я сейчас сказал, должна в том числе работать на развитие, на повышение капитализации нашего собственного фондового рынка, а не на разогрев зарубежных финансовых площадок», — заявил Путин, заявив о необходимости развития российской биржевой инфраструктуры.
Сейчас пенсионные накопления «молчунов» находятся под управлением ВЭБа — около 1,53 трлн рублей. Они могут инвестироваться в гособлигации, ипотечные ценные бумаги, облигации ряда компаний с высоким рейтингом, бумаги международных финансовых организаций, но не в акции. На форуме в Давосе Дмитрий Медведев также сообщил, что инвестировать накопления разрешат в инфраструктурные облигации.
С 2014 года ВЭБ утратит полномочия по управлению накоплениями «молчунов». Минфин предлагает передать эти функции создаваемому Российскому финансовому агентству. Об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту, принятому в пятницу в первом чтении. Возможность передачи пенсионных накоплений этой управляющей компании «можно будет использовать, можно будет не использовать» в зависимости от ситуации, заметил в Госдуме замминистра финансов Сергей Сторчак. Пока в документе такие функции Росфинагенства не прописаны: ему передается управление госдолгом, а также средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния. На первом этапе это будут 10% ФНБ (около 270 млрд рублей).
Ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов предлагал использовать и средства ФНБ для покупки акций госкомпаний в ходе приватизации. Помощник президента Эльвира Набиуллина говорила, что такой вариант возможен при продаже небольших долей госкомпаний. Против выступил Минфин.
«Само государство у государства выкупает, не очень понятно, зачем это нужно», — заявил Антон Силуанов.
Согласно обсуждавшемуся в конце прошлого года плану приватизации, в 2013 году государство намерено продать пакеты в «Совкомфлоте», АЛРОСА, ВТБ, Архангельском траловом флоте, ТГК-5, авиакомпании «Сибирь», «Мосэнергострое». С прошлого года на этот перенеслась приватизация 20% Новороссийского морского торгового порта (Минтранс рекомендовал продажу на бирже). Из этих пакетов IPO планировалось для «Совкомфлота» и АЛРОСА. Глава Росимущества Ольга Дергунова ранее обещала, что в апреле будут подготовлены «дорожные карты» по приватизации компании, госпакеты которых должны быть проданы в 2013 году.
В очереди на приватизацию до 2016 года стоят несколько крупных активов, в том числе доли в «Аэрофлоте», «Шереметьево», «Зарубежнефти», «Русгидро», Россельхозбанке, Объединенной зерновой компании, Объединенной авиастроительной корпорации и РЖД.
Практика участия пенсионных фондов в капитале крупных компаний широко распространена в развитых странах, но пенсионные фонды там негосударственные.
Несколько британских пенсионных фондов из числа акционеров нефтяной компании BP в 2010 году получили в качестве дивидендов около $10 млрд, в 2012 году этот показатель должен составить около $6,8 млрд. Всего же в активах фондов, входящих в Национальную ассоциацию пенсионных фондов Великобритании, находится 900 млрд фунтов стерлингов, из которых около 1,5% вложены в ВР. Американская Exxon Mobil в 2011 году направила на дивиденды $29 млрд. Среди владельцев акций значатся, в частности, пенсионные фонды учителей из Нью-Йорка, Колорадо, Огайо, Техаса, Калифорнии, Мичигана и других штатов. По данным на 30 сентября 2012 года, пенсионные накопления американцев составляли $19,4 трлн.
Покупка акций госкомпаний по форме будет приватизацией, говорит главный экономист банка «Открытие» Владимир Тихомиров, потому что пенсионные накопления принадлежат гражданам и лишь аккумулируются на счетах ПФР.
Эксперт допускает, что включение в инвестиционный портфель акций может обеспечить большую доходность от инвестирования пенсионных накоплений. «Но опыт «народного» IPO ВТБ показывает, что это далеко не всегда так. Более того, если в ходе IPO будет такой крупный покупатель, как ПФР, то цена при размещении может оказаться существенно выше, чем рыночная», — отмечает экономист.
«Вопрос в том, не будет ли такая форма продажи активов приватизацией за счет пенсионеров, которые потом потеряют в стоимости», — предупредил эксперт.
Покупка акций госкомпаний в ходе IPO на пенсионные накопления с экономической точки зрения не будет приватизацией, спорит старший научный сотрудник Гайдаровского института Сергей Жаворонков.
«Здесь не будет приватизации, такая форма означает, что в компаниях будет тот же государственный менеджмент. Остается неясным, кто будет конечным владельцем актива», — говорит экономист.
Он не исключает, что после принятия решения о возможности направления пенсионных денег в акции сделки по продаже пакетов стратегическим инвесторам могут быть переформатированы и проведены через биржу. Такая схема возможна при продаже миноритарных пакетов, отмечает он.
«Я не вижу необходимости для стратегического инвестора покупать миноритарные пакеты госкомпании, — указывает Жаворонков. — А IPO — это удобный способ спрятать конечных собственников, которыми могут оказаться те же госбанки». По мнению экономиста, более перспективной и социально справедливой была бы идея не покупки госкомпаний на средства пенсионных накоплений, а формирование части доходов ПФР за счет денег, вырученных в ходе приватизации.