Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Стратегическая плата за проезд

Минтранс предлагает потратить больше 100 трлн рублей на развитие транспорта

Для создания полноценной транспортной инфраструктуры в России необходимо более 106 трлн рублей — почти два ВВП России за 2011 год, следует из «Транспортной стратегии до 2030 года». Эти деньги обеспечат доступность авиаперевозок, ускорение железных дорог и строительство сети современных автотрасс. Но основные инвестиции могут уйти за 2020 год: на ближайшие 7 лет правительство пока утвердило только 12,5 трлн рублей.

На развитие транспортной инфраструктуры до 2030 года будет потрачено более 106 трлн рублей в ценах соответствующих лет, предполагает проект «Транспортной стратегии», опубликованный на сайте Минтранса. Это общий объем инвестиций в период с 2010-го по 2030 год. Среднегодовой объем инвестиций в соответствие с заявленными цифрами составляет 5,3 трлн рублей.

В 2011 году объем инвестиций в транспортный комплекс составил 1,2 трлн рублей, говорил замглавы Департамента программ развития отраслевого ведомства Георгий Петрушенко, представляя проект обновленной стратегии на недавнем заседании в министерстве.

Стратегия предусматривает два варианта развития транспортной системы: консервативный (энергосырьевой) и инновационный, основанные на прогнозах социально-экономического развития России. Разница между финансированием сценариев значительна — 45%, но, по словам Петрушенко, «ключевым сценарным условием является объем бюджетных ассигнований в транспортную систему».

Из федерального бюджета на реализацию стратегии выделяется 31,36 трлн рублей, из бюджетов регионов и местных бюджетов — 21,358 трлн рублей, остальные 53,726 трлн рублей привлекаются из внебюджетных источников.

В стратегии прописаны механизмы финансирования: господдержка неокупаемых социально значимых проектов, в первую очередь в Сибири и на Дальнем Востоке, привлечение средств ВЭБ и пенсионных сбережений, инфраструктурные облигации с госгарантиями и привлечение кредитов.

Для привлечения частного капитала Минтранс планирует развивать практику использования контрактов жизненного цикла, концессионных соглашений, а также инвестиционных соглашений, предусматривающих последующий выкуп инфраструктуры государством, совместное инвестирование или соинвестирование через совместную компанию.

Документ предполагает, что к 2030 году экспорт транспортных услуг возрастет с $13,2 млрд до $58,8 млрд, транзитные перевозки через территорию России увеличатся с 28,7 млн тонн до 84,5 млн тонн, число погибших в ДТП в расчете на 10 тысяч автомобилей сократится на 63%; в 2,5 раза повысится подвижность населения.

В 2012 году пассажиропоток всех видов транспорта в России составил 40,54 млрд человек, к 2030 году по консервативному сценарию цифра увеличится почти до 60 млрд, а по инновационному — превысит 68 млрд пассажиров.

Наибольший рост пассажиропотока Минтранс прогнозирует у воздушного транспорта — более чем в 2 раза: с 76,5 млн в 2012 году до 152,8 млн в 2030 году в худшем случае и до 174,6 млн пассажиров при оптимистичном варианте развития событий.

Согласно индикаторам подвижности населения, в 2011 году только 46 человек из 100 живущих в России хотя бы раз совершили полет, но уже в 2020 году авиаперелет совершат 94 человека из 100, а в 2030 году каждый усредненный житель России воспользуется услугами авиатранспорта более чем один раз (показатель 1,23). Средний возраст самолетов авиакомпаний составит к этому времени 11 лет (сейчас около 17 лет).

Темпы развития гражданской авиации в 2,5 раза превышают международные показатели, поясняется в документе. В то же время продолжает сокращаться число действующих аэропортов и аэродромов гражданской авиации, сложилась конфигурация сети авиалиний, когда наибольший объем пассажирских перевозок (около 70%) приходится на Москву. «Высокие темпы роста объемов авиаперевозок характерны только для магистральных авиалиний, в первую очередь международных, — констатируют эксперты Минтранса. — Продолжается стагнация рынка местных и региональных авиаперевозок».

Стратегия предполагает, что уже до 2020 года многие проблемы, сдерживающие развитие авиаперевозок, будут решены. Ведомство планирует усовершенствовать воздушное законодательство, обеспечить «условия для создания малобюджетных авиакомпаний», сдерживать рост аэропортовых сборов и ставок за счет конкуренции. Среди заявленных задач «увеличение числа назначенных перевозчиков на международных линиях», развитие региональных перевозок, совершенствование структуры маршрутов авиационного сообщения.

До 2016 года запланировано расширение терминалов и строительство новых аэродромных объектов в Домодедово (72 млрд рублей), а также реконструкция полосы и терминалов в екатеринбургском Кольцово (21,4 млрд рублей). До 2019 года должны быть построены третья полоса и другие объекты аэродрома Шереметьево (75 млрд рублей), и к тому же сроку будет построен новый аэропорт в Ростове-на-Дону (25 млрд рублей). До 2020 года Минтранс планирует реализовать и множество региональных аэропортовых проектов: в частности, завершить реконструкцию аэропортов в Анапе и Адлере, в Магасе, Анадыре, Петропавловске-Камчатском, Казани, Мурманске, Новосибирске, построить полосу в аэропорту Геленджика, модернизировать аэропорт Южно-Сахалинска и Самары, создать новые терминалы аэропорта в Калининграде.

В итоге доля пассажиров, перевезенных воздушным транспортом, минуя аэропорты Московского авиаузла, как прогнозируют в Минтрансе, к 2030 году возрастет до 37% (в 2010 году — 27,9%).

Рост пассажиропотока у железнодорожного транспорта менее резкий, но железная дорога продолжит оставаться одним из основных средств передвижения в России: в 2012 году перевезено чуть более 1 млрд пассажиров, в 2030 году будет 1,29 млрд в худшем случае и 1,471 млрд пассажиров в оптимистичном варианте.

Здесь должно сыграть роль развитие интермодальных перевозок с другими видами транспорта, совершенствование тарифного регулирования и создание скоростных и высокоскоростных перевозок. Стратегия предполагает, что в период с 2013-го по 2018 год должна быть построена высокоскоростная магистраль Москва — Петербург (за 761,6 млрд рублей), с 2013-го по 2023 год ВСМ Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург за 1,349 трлн рублей (ее первый участок Москва — Казань должен быть готов уже в 2018 году, строительство ветки далее запланировано на 2019—2023 годы). На 2018—2025 годы стратегия оставляет строительство ВСМ из Казани в Самару (1,2 трлн рублей).

За рубеж 2020 года выходит строительство магистралей Москва — Минск (с продлением до Берлина), ее цена — более 1,2 трлн рублей; и магистраль из Москвы в Киев за 1,283 трлн рублей.

К крупным инвестиционным проектам стратегия относит развитие «Транссиба» (57,6 млрд рублей), Мурманского (152,1 млрд рублей) и Новороссийского (120,2 млрд рублей) транспортных узлов, создание сухогрузного района морского порта Тамань (228 млрд рублей).

В период с 2025-го по 2030 год за 380 млрд рублей должна быть построена новая автодорога Ижевск — Пермь — Ханты-Мансийск — Томск, и в те же сроки за 226 млрд рублей дорога Углич — Переславль-Залесский — Владимир — Саранск — Пенза — Саратов». Строительство скоростного международного транспортного коридора «Запад — Восток» по новому направлению до 2024 года оценено более чем в 1,5 трлн рублей. Строительство хордовых скоростных трасс «Северная», «Юго-Западная», «Центральная» планируется с 2020-го по 2029 год и оценивается почти в 3 трлн рублей.

Все эти проекты предполагаются к реализации через государственно-частное партнерство.

Транспортная стратегия в этом году должна быть утверждена правительством. Вместе с утвержденной в конце 2012 года госпрограммой «Развитие транспортной системы» на 2013—2020 годы (объем финансирования — 12,5 трлн рублей, почти 60% программы — 7,3 трлн рублей — финансируется из федерального бюджета). «Транспортная стратегия», по словам министра транспорта Максима Соколова, станет «важнейшим инструментом стратегического и среднесрочного бюджетного планирования».