Операторы с большой дороги

Сотовым операторам утвердили размер компенсаций за покрытие автотрасс



Сотовым операторам утвердили размер компенсаций за покрытие мобильной связью федеральных трасс

Сотовым операторам утвердили размер компенсаций за покрытие мобильной связью федеральных трасс

iStockPhoto
Операторы сотовой связи получат компенсацию от государства на покрытие федеральных автотрасс. К концу года они должны установить более 200 вышек, построить к ним подъездные пути и подключиться к электросетям. Бизнес оценивает общие расходы в 3,2 млрд рублей. Но правительство готово вернуть 50% затрат только на новые дороги и электросети.

Государство утвердило размер компенсаций для российских сотовых операторов на обеспечение покрытия связью четырех федеральных трасс: М5 «Урал», М6 «Каспий», М53 «Байкал» и М60 «Уссури». Компаниям возместят до 50% затрат, соответствующее постановление правительства, которое утверждает правила предоставления субсидий на 2013 год, было подписано 27 декабря.

«Компенсация будет составлять не более 50% затрат операторов на обеспечение электрической энергией по постоянной схеме базовых станций, строительство подъездных путей к базовым станциям в рамках программы», — уточнили в Минкомсвязи.

Перечень базовых станций и места их расположения должно утвердить Минкомсвязи, которое также установит состав затрат, на компенсацию которых смогут претендовать операторы. Компенсационные выплаты смогут получить те операторы, которые к 1 февраля 2013 года обеспечат покрытие связью не менее чем на 30% протяженности участков указанных трасс.

Трасса «Урал» идет из Москвы в Челябинск через Рязань, Пензу, Самару и Уфу. «Каспий» соединяет Москву с Астраханью через Тамбов и Волгоград. «Байкал» является продолжением трассы «Урал» и проходит от Челябинска до Читы через Курган, Ишим, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск и Улан-Удэ. «Уссури» соединяет Хабаровск и Владивосток, проходя через Горные Ключи. Общая протяженность четырех трасс составляет около 9000 км.

О совместной реализации проекта по обеспечению мобильной связью магистралей «Ростелеком» и операторы «большой тройки» — МТС, Vimpelcom и «Мегафон» — объявили в ноябре прошлого года. Они отмечали, что строительство базовых станций вдоль автодорог планируется начать в первом квартале 2013 года.

Компании оценивали стоимость работ по организации 100%-ного покрытия трасс (затраты на строительство объектов связи, строительство подъездных путей к объектам связи, организацию электроснабжения) в 3,2 млрд рублей.

Работа предполагает установку более 200 новых базовых станций в дополнение к существующей телекоммуникационной инфраструктуре вдоль трасс.

«На сегодняшний день сформирована и согласована адресная программа на уровне операторов «большой четверки» и Минкомсвязи. Точная сумма инвестиций будет скорректирована по завершении проектно-изыскательных работ», — отметили в пресс-службе «Мегафона».

В компании сообщили, что в рамках проекта оператор планирует расширить покрытие трассы Запад — Восток (М5, М53, М55, М60) в среднем до 97% (сейчас обеспечено покрытие в среднем 91%) и обеспечить покрытие трассы Север — Юг (М6) в среднем до 97% (сейчас — в среднем 90%): для этого необходимо построить 15 собственных антенно-мачтовых сооружений и запустить 22 базовые станции.

По словам представителя МТС Валерии Кузьменко, операторы уже обеспечивают покрытие около 70% данных трасс и до конца 2013 года в рамках совместного проекта планируют покрыть 100%. Проект предполагал, что расходы на вышки операторы разделят на паритетных началах, а затраты по организации электроснабжения инфраструктуры связи возьмет на себя государство.

Первоначальной задачей в рамках реализации проекта в пресс-службе «Ростелекома» называют строительство подъездных путей и организацию постоянного подключения к электросетям. Это требует прокладки линий электропередачи и строительства трансформаторных подстанций. «Именно затраты на дороги и подключение к электросетям будет компенсировать государство», — объясняют в компании.

В «Ростелекоме» называют проект по обеспечению покрытия автотрасс «очень важным с социальной точки зрения, но убыточным для операторов с экономической точки зрения». «Без участия государства и без объединения усилий «большой четверки» этот проект, скорее всего, не состоялся бы в такие короткие сроки», — подчеркивают в компании.

Проект по строительству инфраструктуры связи дорог «Урал», «Каспий», «Байкал» и «Уссури» является вторым этапом программы по развитию сотовой связи на всех федеральных трассах страны, из федерального бюджета на него было выделено 2 млрд рублей. Распоряжение о том, что к концу текущего года все дороги должны быть обеспечены связью, подписал в мае Владимир Путин, еще в качестве премьер-министра.

Осенью прошлого года операторы «большой тройки» завершили первый проект по строительству совместной сети мобильной связи — на трассе «Амур». В 2011 году операторы построили вдоль трассы 102 башни связи, на которых смонтировали 283 базовые станции. Партнерами проекта выступили электросетевые компании – они проложили более 500 км линий электропередач. «Ростелеком», в свою очередь, проложил более 450 км волоконно-оптических линий связи и обеспечил доступ к услугам связи в 70 населенных пунктах. В общей сложности было около порядка 5 млрд рублей.

«Тогда операторы инвестировали собственные средства только в строительство подъездных путей и по факту завершения строительства предоставляли отчет о фактически понесенных затратах, после чего соответствующая сумма перечислялась со стороны Минкомсвязи на расчетный счет компании», — отметила представитель Vimpelcom Анна Айбашева.

В рамках нового проекта, в отличие от «Амура», операторы связи будут инвестировать собственные средства не только в строительство подъездных путей, но и организацию электроснабжения посредством заключения договоров на технологическое присоединение с энергосетевыми компаниями, поясняет она. Единоличными получателями компенсации будут являться в данном случае операторы связи.

«Участие государства в финансировании части работ по обеспечению покрытия вдоль автомобильных дорог России, безусловно, имеет положительное влияние на реализацию подобных социальных проектов. В то же время мы обращаем внимание на то, что измененная схема компенсации фактически снимает ответственность с сетевых компаний», — подчеркивают в Vimpelcom.