Путин доверил Медведеву свои обещания

Путин попросил правительство сконцентрироваться на предвыборных обещаниях

Этап становления правительства пройден, пора выполнять предвыборные обещания президента, дал понять Владимир Путин на последней в этом году встрече с кабинетом министров. Поставленные задачи требуют непопулярных решений от Дмитрия Медведева, в самом Кремле их избегают, указывают экономисты.

Владимир Путин дал правительству задание «в полную силу развернуть все свои возможности», сконцентрироваться на исполнении предвыборных обещаний и не подменять их новыми задачами.

Ряд мужественных решений кабинетом Дмитрия Медведева уже приняты — указал Путин на закон о бюджетном правиле, которое подразумевает экономию госрасходов и направление всех нефтегазовых сверхдоходов в финансовый резерв. При этом государство подписалось под растущими социальными обязательствами.

«Главное, чтобы мы не отошли от этих договоренностей и чтобы различные отрасли, руководители отраслей не передавливали здесь фундаментальные решения, которые были приняты», — подчеркнул он.

Медведев обещал стараться: «Надо признаться, что, наверное, если окинуть взором последние 12 лет, это самые масштабные задачи, которые стояли перед государством и которые формулировал президент, Федеральное собрание, правительство».

В майских указах президент Путин давал, в частности, задание в этом году повысить зарплаты учителям до средней по региону, а в 2013 году к этому уровню подтянуть оклады воспитателей детских садов. Зарплаты врачей, преподавателей вузов и ученых должны достичь двух средних по региону к 2018 году.

На заседании правительства 29 ноября Медведев уже отчитывался по этому вопросу: в сентябре зарплаты учителей достигли 93% от запланированных, а преподавателей вузов — 102%. Но 4 декабря Путин отчитал правительство: уровень повышения зарплат в 2012 году будет выдержан только в 10 регионах. «Точно завершить» рост зарплат учителей до уровня средней по региону он пообещал в 2013 году.

Повышение соцобязательств в условиях ужесточения бюджетной экономии уже привело к трениям в правительстве. Для поэтапного повышения зарплат бюджетникам Минтруда разработало программу с общим объемом финансирования в 4,9 трлн рублей до 2018 года. У Минфина к ней возникли претензии. «Минфин предлагал основной рост зарплат перенести на 2017—2018 год, а до этого повышать до одной средней по стране. Минтруда и Минэкономразвития выступали за более плавное увеличение зарплат», — рассказал «Газете.Ru» источник в аппарате правительства. «Пока мы видим вариант Минфина», — отметил он. В частности, в программе говорится, что зарплаты преподавателей вузов (84% от средней по региону в 2012 году) в 2013-м будут повышены до 110%, а далее — до 125, 133, 150, 175, 200% от средней по региону.

При этом в документе обозначены только те деньги, которые предусмотрены в бюджете на 2013—2015 годы:

на повышение зарплат бюджетникам центр и регионы должны выделить 1,332 трлн рублей.

Разногласия возникли и по госпрограмме развития здравоохранения. Министр здравоохранения Вероника Скворцова выступала за модернизационный сценарий, который предусматривал рост бюджетных расходов к 2020 году до 6,5 трлн рублей в год. Силуанов настаивал на бюджетном варианте с расходами в 3,4 трлн рублей. Разница между этими сценариями — 1,1 млн жизней, говорила Скворцова.

В результате программу решено исполнять в консервативном варианте, но изыскивать деньги по мере получения бюджетом допдоходов, говорит источник «Газеты.Ru» в правительстве.

Реализация поручений Путина в области жилья и услуг ЖКХ также сопровождалась несколькими конфликтами. В сентябре президент отчитал главу Минрегиона Олега Говоруна за неисполнение заданий, министр предпочел уйти в отставку.

Не проработал и полугода без конфликтов воссозданный в мае Госстрой, руководить которым поставили Владимира Когана — он уволился в декабре. Причиной стало перераспределение полномочий в Минрегионе, сказал «Газете.Ru» источник в Госстрое. Пришедший в ведомство в октябре Игорь Слюняев, в частности, лишил Госстрой законотворческой функции. При этом 30 ноября правительство одобрило госпрограмму обеспечения граждан России жильем и услугами ЖКХ. Ее целевые показатели соответствуют майским указам Путина. Минрегион обещает обеспечить в 2015 году строительство до 71 млн кв. м жилья, а к 2020-му — до 92 млн кв. м жилья в год.

В предпоследнем варианте программы от конца октября значился целевой показатель в 145 млн кв. м к 2020 году, но в Минэкономразвития выразили удивление этой цифрой. Ведомство сочло, что в документе не указано, каким образом будет достигнут показатель (копия отзыва есть у «Газеты.Ru»).

Самой провальной оказалась госпрограмма развития Дальнего Востока и Забайкалья — ее вообще не разработали. Министр Виктор Ишаев связал это с формированием отдельного ведомства по Дальнему Востоку. 29 ноября на заседании президиума Госсовета Путин подверг министерство критике. «Опять вы будете работать пять лет?» — отреагировал он на слова о необходимости разработать законопроект о продаже биоресурсов на аукционе.

К концу декабря Минвостокразвития представило инвестпроекты по развитию региона на 6 трлн рублей. Их предстоит рассмотреть Фонду развития Дальнего Востока и Байкальского региона («дочка» ВЭБа), который поддерживает инвестиции на условиях государственно-частного партнерства. В случае эффективности фонда Путин пообещал повысить его капитализацию до 100 млрд рублей.

Еще одна задача, поставленная президентом, — улучшение инвестклимата. В 2018 году Россия должна подняться на 20-е место в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Для ускорения процесса инициированное Путиным Агентство стратегических инициатив разработало «дорожные карты» по снятию административных барьеров. Пока чиновники и бизнес оценивают успехи по-разному, признал на прошлой неделе глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. Так, в области строительства должны быть реализованы 16 мероприятий, ведомства отчитались об 11, а предприниматели увидели движение только по двум.

Стратегию развития пенсионной системы Путину пришлось исправлять по ходу обсуждения документа. Ее должны были представить до 1 октября и внести в правительство успели. Но проект не устроил президента: он внес коррективы, связанные с реформой накопительной части, повышением взносов для самозанятых и минимального стажа. О переработке стратегии в администрацию президента доложено в середине декабря, знает источник «Газеты.Ru» в аппарате кабинета министров. Медведев должен подписать соответствующее распоряжение до конца года.

Поставленные Путиным для правительства цели слишком амбициозные, некоторые задачи требуют политической воли, поэтому их исполнение под вопросом,

считает главный экономист «Открытия» Владимир Тихомиров. «И это не потому, что правительство непрофессиональное, а потому, что очень высоко поставлены планки. Думаю, что Путин будет довольно жестко спрашивать с правительства. Не исключено, что критика будет направлена и на новых министров», — считает эксперт. По его мнению, решение на высшем уровне требуется по ряду ключевых направлений: приватизации, пенсионной реформе, реформированию судебной системы, сокращению бюрократического вопроса. «Тут вопрос не премьер-министра или министра. Это политический вопрос, на который должен отвечать президент», — говорит Тихомиров.

«Например, по приватизации президент занимает очень осторожную позицию, несмотря на активную позицию Медведева и ряда министров. Другие негативные аспекты — ЖКХ и пенсионная реформа, эти направления фактически забуксовали, потому что требуется принимать непопулярные решения или перекладывать расходы на плечи граждан», — говорит экономист. По его словам, в Кремле дали распоряжение не повышать пенсионный возраст и не ущемлять права пенсионеров. «А без этого пенсионную проблему не решить, она будет усугубляться», — указывает Тихомиров.

«По некоторым вопросам президент фактически не дает действовать. Есть определенная лукавость позиции, вызванная политическим моментом», — считает он.

По мнению Тихомирова, противоречивым выглядит и главное указание о повышении зарплат бюджетникам: «С одной стороны, требуется соблюдать бюджетное правило и не наращивать расходы, с другой — повышать зарплаты бюджетникам».

Это поручение о повышении зарплат бюджетников правительство рискует не выполнить, считает директор центра структурных исследований Института Гайдара Алексей Ведев. «Повышение зарплат будет целиком и полностью зависит от цены на нефть. Не дай бог, она еще и упадет. Может быть, и текущие обязательства будет трудно финансировать», — считает экономист. К майским указам добавилась еще задача повышения роста ВВП на 5—6% в год, ее Ведев тоже считает нереальной. «3,5% роста ВВП — это цифра, за которую сейчас приходится бороться», — сказал экономист.