Поиск по вкусу

«Яндекс» запустила новую поисковую систему, которая будет лучше понимать желания пользователя

«Яндекс» запустил новую систему поиска «Калининград», которая будет выдавать результаты запросов на основе личных предпочтений пользователя, проанализировав историю его интересов. Персонализация — главный тренд в развитии всех поисковых систем. Но установка такой системы по умолчанию — рискованный шаг, считают эксперты.

Российская интернет-компания «Яндекс» запустила новый поиск, который будет ориентироваться на интересы и предпочтения пользователей, сообщила компания.

Новая система получила название «Калининград» и начала работать в среду — она установлена на каждом сайте поисковика по умолчанию, но в настройках сервиса персональный поиск можно будет отключить.

Система будет предлагать подсказки, а также оптимизировать результаты поиска. Например, если пользователь ранее чаще всего искал сведения в области литературы, то при запросе, например, «Анна Каренина» система выдаст ему в первую очередь ссылки именно на книги, а затем уже на фильм или игру.

Для того чтобы понять предпочтения пользователей, «Яндекс» анализирует его запросы, посещаемость сайтов, а также смотрит, нужны ли ему ссылки на английские сайты. Кроме того, поисковик будет давать подсказки пользователям на основе его интересов, причем чем больше человек будет делать запросов в поисковике, тем лучше система будет понимать его предпочтения.

Новая поисковая система позволит сразу пользователю получить нужный ему ответ, а также сэкономит его время, утверждают в «Яндекс». «Люди разные, и на один и тот же вопрос им часто нужны разные ответы.

Мы нашли решение, как использовать наши знания о пользователе, чтобы выбрать для него наилучший ответ из возможных, — говорит менеджер проектов Денис Рогачевский. — Можно сказать, что персональный поиск подстраивается под человека, опираясь на свой опыт общения с ним. Это позволяет улучшить качество ответов примерно на 75—80% запросов пользователя».

«Яндекс» регулярно вносит изменения в систему обработки запросов. Прошлым летом компания запустила поисковую платформу «Рейкьявик», которая учитывает языковые предпочтения пользователя, а также исправляет ошибки раскладки клавиатуры. Те из них, которые чаще ищут англоязычные ресурсы, будут видеть в результатах поиска больше ссылок на них, и наоборот. Тогда «Яндекс» уточнял, что это был «первый шаг «Яндекса» в направлении персонализации поиска».

В 2009 году корпорация Google также объявила персонализацию поиска основным направлением работы. В компании уточняли, что собираются оптимизировать систему так, чтобы пользователь получал интересную ему информации сразу после того, как включит браузер.

В мае 2012 года Google обновила систему поиска, запустив технологию Knowledge Graph, благодаря ей пользователи смогли получать не только ответы на запросы, но информацию, связанную с ними. Новая функция разработана на базе технологий Metaweb Technologies Inc., которую Google приобрела в 2010 году. Для реализации проекта компания также использовала Google Books и собственные локальные сервисы, а также данные, которые компания получает в ходе разработки Google Street View.

В России Google Russia — основной конкурент «Яндекса». При этом выручка российской дочки Google растет быстрее, чем у «Яндекса» в России. Выручка Google Russia по РСБУ в 2011 году выросла в 1,8 раза, с 3,9 млрд рублей до 6,8 млрд рублей, а у «Яндекс» за аналогичный период увеличилась в 1,6 раза, до 21,3 млрд рублей.

По данным Liveinternet, с января 2011 года по январь 2012 года доля «Яндекса» в России снизилась с 64,4% до 59,6%. Доля Google, наоборот, росла — с 21,9% в январе 2011 года до 25,9% в январе 2012 года.

Установить систему персонального поиска по умолчанию — смелый шаг для «Яндекса»,

считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Пользователям иногда нужны ответы на запросы, которые не будут зависеть от его предпочтений. Кроме того, такой вид поиска значительно сужает возможные результаты», — поясняет он, добавляя, что эта система поиска не уникальная и ее можно подключить во многих поисковиках в настройках.