Дерипаска остался без порта

«Мечел» победил в торгах по продаже 55% Ванинского порта, предложив 15,5 млрд рублей — в 10 раз больше стартовой цены

Алексей Топалов 07.12.2012, 19:17
close


Госпакет в Ванино достался структурам Мечела

Госпакет в Ванино достался структурам Мечела

cherrybeat/Flickr

«Мечел» получил контроль над портом Ванино. За 55-процентный госпакет он предложил 15,5 млрд рублей — в десять раз больше стартовой цены. Эксперты считают сумму чрезмерной, к тому же с точки зрения логистики «Мечела» актив ему не нужен и требует крупных инвестиций. Теперь победитель обязан объявить оферту миноритариям, в частности проигравшей En+ Олега Дерипаски, владеющей 28,12% Ванино. Это обойдется «Мечелу» еще почти в 5 млрд рублей.

«Мечел» выиграл торги по продаже госпакета Ванинского морского торгового порта. Как сообщает организатор тендера ВТБ-Капитал, структура «Мечела» «Мечел-Транс» приобрела 55% (73,33% обыкновенных акций) актива, заплатив за них 15,5 млрд рублей при стартовой цене 1,5 млрд руб.

В «Мечеле» событие не комментируют. «Победитель должен быть утвержден распоряжением правительства России, — заявили «Газете.Ru» в «Мечеле». — До этого комментировать вопрос об итогах тендера преждевременно».

Помимо «Мечела» на Ванинский порт претендовали UCLH Владимира Лисина, En+ Олега Дерипаски, «Сибуглемет», СУЭК и «Сибирский антрацит».

Как рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к одному из претендентов, тендер проходил в два раунда. В ходе первого претенденты передали организаторам конверты со своими предложениями по цене. Затем эти конверты в присутствии участников были вскрыты и предложения оглашены для всех. Учитывая эти цифры, участники во втором раунде делали окончательные предложения.

В итоге «Эн+ Порт» («дочка» En+) предложила 10,6 млрд руб., две структуры UCLH предложили 4,6 и 5,6 млрд, «Сибирский антрацит» — 5,6 млрд руб., компания «Междуречье» (структура «Сибуглемета») – 4,9 млрд руб., СУЭК – 3,7 млрд руб.

Порт Ванино входит в пятерку крупнейших морских портов России на Дальнем Востоке и в десятку по стране. Его грузооборот в 2011 году составил 5,9 млн тонн. Порт переваливает уголь, цветные и черные металлы, лес и пиломатериалы, руду и контейнеры. Вторым после государства крупнейшим акционером порта выступает «Эн+ Порт»: компании принадлежит 21,64% голосующих акций (28,12% уставного капитала) Ванино.

Основным претендентом на госпакет Ванино считалась именно En+. «Компания Дерипаски уже много лет является акционером порта и пытается влиять на его деятельность,

— говорит глава агентства InfraNews Алексей Безбородов. – Победа «Мечела» выглядит весьма странно: не очень понятно, зачем компании этот актив. С точки зрения логистики «Мечела» Ванино ему совершенно не нужно».

Странно выглядит и цена. По словам Безбородова, порт требует крупных инвестиций. «Даже 3 млрд рублей были бы комфортной ценой, а 15,5 млрд — просто подарок для российского бюджета», — говорит эксперт. При этом Безбородов отметил, что своими портами на Азовском море и в Приморье, также требующими обширных вложений, «Мечел» практически не занимается.

«Мы поздравляем компанию «Мечел» и ждем оферту, которую по закону должен сделать победитель аукциона миноритарным акционерам порта», — заявил «Газете.Ru» представитель En+.

По законодательству оферта должна быть предложена по той же цене, по которой «Мечел» приобрел 55% Ванино. То есть за долю En+ победителю аукциона придется заплатить еще около 4,57 млрд рублей. Эксперт ИФК «Метрополь» Андрей Рожков отмечает, что это обременительная обязанность для «Мечела», особенно по такой цене.

Но если оферта не будет выставлена, «Мечел» контроль над активом осуществлять не сможет. По словам старшего юриста юрфирмы Lidings Вадима Конюшкевича,

если покупатель не выставляет обязательную оферту, он может лишиться права голосовать приобретенными акциями.

«Кроме того, миноритарии могут подать в суд, защищая свои права», — говорит Конюшкевич.

Весной прошлого года государство уже пыталось приватизировать Ванино. Тогда на актив претендовали 14 компаний (в их числе были En+, UCLH, СУЭК и «Сибуглемет»). Наибольшую цену (10,8 млрд руб. при стартовой цене в 934 млн руб.) тогда предложила малоизвестная компания «Сэлтехстрой», принадлежащая внуку Анастаса Микояна Ивану. Однако в установленный срок «Сэлтехстрой» не оплатил покупку, вследствие чего тендер был признан несостоявшимся.

Эксперты рынка тогда сочли, что торги были сорваны сознательно, в интересах менеджмента порта, который конфликтовал с En+.