Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

«Сервисы — попытка дать возможность самим менять свой город»

Артем Ермолаев, министр правительства Москвы, рассказал «Газете.Ru» о конкурсе на бесплатный wi-fi в метро

Екатерина Ткаченко 19.11.2012, 10:54
Глава Департамента информационных технологий Артем Ермолаев photo.mos.ru
Глава Департамента информационных технологий Артем Ермолаев

О старте конкурса на бесплатный wi-fi в метро, новых возможностях пожаловаться на грязный подъезд и воспитательной работе с топ-менеджментом МГТС рассказал в интервью «Газете.Ru» Артем Ермолаев, министр правительства Москвы, глава департамента информационных технологий.

— Как вы оцениваете качество связи в Москве? Увеличилось ли количество жалоб на ухудшение качества связи?

— Смотря с чем сравнивать. Если мы возьмем явно устаревший стандарт, по которому интернет от 2 Мб/c уже считается широкополосным, тогда сейчас уровень фиксированной связи на пять с плюсом. Хотя в ресторанах и магазинах мы все еще довольно часто сталкиваемся с долгим ожиданием, когда расплачиваемся картой, или с объявлениями, что карты временно не обслуживаются – вся эта инфраструктура очень зависит от качества связи.

Если сравнивать Москву с остальными регионами, то фиксированная связь находится на уровне пяти баллов, а сотовая — четырех с плюсом. Но если сравнивать со Швецией или Норвегией, то качество фиксированной связи я бы оценил на три с плюсом. А сотовой даже на три с минусом. Надо всегда равняться на высокие показатели.

— Как будет разрабатывать концепция о качестве связи в России? Сохраняются ли сроки — до 2013 года она будет утверждена? В какие нормативные акты планируется внести изменения в связи с ее разработкой?

— В основном этот вопрос прорабатывается Министерством связи и Роскомнадзором. Но мы принимаем активное участие в исследовании московского рынка. Мы разработали и передали в Роскомнадзор собственную методологию оценки качества сотовой связи. Надеюсь, что до конца года она будет рассмотрена, концепцию рассмотрим и начнем уже активное внедрение новых стандартов. Но это, опять же, все будет зависеть от Министерства связи: нужно вносить изменения в законодательство федерального уровня.

— Каких решений добивается департамент совместно с операторами по демонтажу воздушных линий связи? Какие альтернативы есть?

— Мы по-прежнему добиваемся, чтобы «воздушки» исчезли. Но мы не планируем активных действий в ближайшее время, чтобы не навредить отрасли и учесть технологические и организационные риски.

Уже сейчас понятно, что быстро очистить воздух не получится. Технология поиска решений для демонтажа — очень долгоиграющий процесс, и необходимо много ресурсов для того, чтобы что-то сделать.

Проведя детальный анализ, мы также поняли, что проводить кабель под землю — не самая дешевая и быстрая альтернатива — сама канализации находятся в неудовлетворительном состоянии.

Мы взяли тайм-аут, чтобы продумать и финансовую составляющую вопроса – у нас нет большого желания потратить из бюджета миллионы на демонтаж кабеля за счет налогоплательщиков, логично, что большую часть расходов должны взять на себя те, кто перебрасывал кабель от дома к дому, зачастую не подписывая соответствующих бумаг и не соблюдая элементарных правил безопасности. Мы также не хотели бы, чтобы очистка воздуха сказалась на стоимости интернета для москвичей – сейчас интернет-доступ в городе самый дешевый по стране, если не по всей Европе.

Впрочем, дешевый не значит качественный. Зачастую если тот самый кабель обрывается, даже претензии предъявить некому.

Основательно прорабатывать этот вопрос мы планируем в следующем полугодии.

— Какие системы интерактивного взаимодействия с гражданами планируется разработать в следующем году? В интернете шутили о возможности забронировать себе место на кладбище онлайн.

— Информатизация затронула все отрасли, в том числе эту, хотя до бронирования мест, конечно, нам еще очень далеко, учитывая, с какого технического уровня мы начинаем.

Что касается интерактивного взаимодействия, мы стараемся наладить диалог с жителем. Например, в рамках программ «Открытое правительство» и «Информационный город» мы создаем максимум инструментов, чтобы жители Москвы имели возможность сообщать о разных проблемах в городе.

Сейчас уже есть ресурсы «Наш город», «Дороги Москвы» и «Дома Москвы» и приложение «Мобильная приемная», с помощью которых можно сообщить о проблеме прямо с места событий, отослать информацию в ответственные ведомства и получить ответ в течение восьми дней.

Например, заметили перегоревшую лампочку в лифте, сообщение отсылается управе. Она звонит ответственной организации и говорит: «У тебя в подъезде лампочка перегорела. Иди и поменяй!». Если не пошел и не поменял, то выписывается штраф.

Все-таки устанавливать интеллектуальные лампочки, которые автоматически будут передавать сигналы в управы, слишком дорого, а инспектор каждый подъезд все равно не сможет обойти.

Поэтому такие сервисы — попытка дать москвичам возможность самим менять свой город, для нас же это дополнительный инструмент для мониторинга качества работ.

— Каковы перспективы развития сети Wi-Fi в московском метро? Пока тестирование проводилось только на кольце, будет ли он работать на других линиях? Планируется ли допуск нескольких операторов?

— Бесплатный Wi-Fi в метро очень востребован – это показали опросы пассажиров во время эксперимента. На этой неделе мы закончили согласование документации и финансовой модели с Департаментом транспорта и столичным метрополитеном. Где-то в течение месяца будет объявлен инвестиционный конкурс на покрытие интернетом всего метрополитена.

— Департамент информационных технологий планирует инвестировать в этот проект? Сколько?

— Для города это должно быть безвозмездно. Конкурс будет достаточно сложный. Победитель должен будет не только обеспечить Wi-Fi на всех ветках, но и модернизировать кабельную инфраструктуру внутри метро.

За это он получит долгосрочную льготную ставку на содержание своего оборудования и сможет серьезно увеличить доходы от SMS, голосовой связи и передачи данных за счет того, что связь не будет прерываться даже в тоннелях.

Не будем забывать, что люди замкнуты в метро наедине со своим телефоном, и очень большая доля пассажиров находится при этом в роуминге. Возможности сети также можно будет продать рекламщикам.

— Сейчас МГТС ведет глобальную кампанию по замене или установке портативных станций в жилых домах, включающих в себя телефонную сеть, интернет, радио и др. Есть какие-то уже результаты? Поступали жалобы на ухудшении связи?

— МГТС, действительно, реализует большую программу по замене кабелей, чтобы появились дополнительные сервисы – фактически речь идет об оптике в каждую московскую квартиру.

Работы начались одновременно в огромном количестве домов, и это оказалось несколько поспешным решением. Субподрядчики оказались не готовы к таким ударным темпам — либо не поставляли комплектующие вовремя, либо вырубали старый кабель, не подключая новый, и т. д.

Естественно, мы получили вал обращений и жалоб и обратились в компанию за разъяснениями. В МГТС признают проблемы. Была проведена воспитательная работа с генеральным директором. После этого сменилась большая часть проектной команды. Мы внимательно следим за развитием ситуации.