Пенсионный советник

Жилье построят на проводах

Деньги от приватизации МРСК пойдут на развитие инфраструктуры в рамках госпрограммы по обустройству жилья

Екатерина Карпенко, Ольга Алексеева, Екатерина Ткаченко 15.11.2012, 21:34
Деньги от приватизации МРСК сделают жилье дешевле ИТАР-ТАСС
Деньги от приватизации МРСК сделают жилье дешевле

Возводимое в рамках госпрограммы доступное жилье будут дешевле рыночного на 20—35%, обещает правительство. Затраты на создание инфраструктуры возьмут на себя естественные монополии и власти. В том числе на строительство коммуникаций пойдут средства от приватизации электросетевых компаний. Суммы явно не хватит для «расшития» инфраструктурных проблем, скептичны эксперты.

Правительство обещает снизить стоимость возводимого с господдержкой жилья как минимум на 20% от среднерыночной. К 2020 году доступные квартиры должны получить 1,5 млн представителей среднего класса. Такой ориентир заложен в проекте госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами», которую в четверг в целом одобрило правительство.

Снизить стоимость жилья можно, если переложить затраты на создание инфраструктуры с застройщиков (сейчас это 30% от стоимости) на монополии, сбытовые компании и региональные власти, предложило Минрегионразвития.

Премьер Дмитрий Медведев готов пойти дальше и пустить на развитие инфраструктуры для возводимых домов средства от приватизации холдинга МРСК (включает 13 межрегиональных распределительных сетевых компаний). Впрочем, параметры продажи структур холдинга в правительстве еще не утверждены.

«Необходимо не навешивать на застройщиков инфраструктуру, а стараться выделять объекты водоснабжения, создавать локальные генерирующие мощности и выделять их в самоокупаемые проекты и, конечно, подключить к реализации всех этих программ инфраструктурные компании, — отметил премьер-министр. — Я имею в виду ФСК, МРСК и «Газпром». Инвестпрограммы монополий в конкретном регионе должны иметь «адресную направленность», пояснил глава Минрегиона Игорь Слюняев.

При этом Минрегион скорректировал общий целевой показатель по объему ввода жилья. В предыдущем проекте (есть в распоряжении «Газеты.Ru») значилось 145 млн кв. м в год к 2020 году, теперь — 120 млн кв. м. Докризисный пик 2008 года составлял 63 млн кв. м. Объем финансирования госпрограммы — около 2 трлн рублей — сокращать не стали. Из этих средств 600 млрд — деньги федерального бюджета, 400 млрд — региональных. Остальное — средства АИЖК, Фонда содействия развитию жилищного строительства, ресурсоснабжающих организаций, ФСК, МРСК, «Газпрома».

Минрегион рассчитывает, что в том числе за 5 лет будет построено 25 млн кв. м дешевого жилья. Это пилотный проект до конца 2017 года. Финансировать саму застройку будут банки (120 млрд) и граждане (ипотека на 654 млрд). Инфраструктуру будут подводить за счет инвесторов, которых перечислил Медведев. Пилотный проект будет реализован в Омской, Челябинской, Самарской, Ярославской областях, Ставропольском и Пермском краях, Татарстане. Приоритетной будет застройка там, где уже есть водоснабжение и теплоснабжение или возможность быстро подвести их.

В некоторых регионах такие квартиры будут стоить на 30—35% ниже рыночной цены, нарисовал радужную картину первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Авторы госпрограммы надеются достичь поставленной Владимиром Путиным цели — обеспечить 60% населения доступным и комфортным жильем. Отдельными статьями идут жилье для военнослужащих и других льготников, переселение жителей закрытых городков. К 2015 году правительство рассчитывает переселить 422 тыс. человек, сказал Слюняев.

На обеспечение качественных услуг ЖКХ в рамках госпрограммы планируется потратить 949,7 млрд рублей. Эти средства пойдут на ремонт, повышение энергоэффективности, качества питьевой воды и т. д. Самая амбициозная задача — к 2035 году полностью отремонтировать то, что требует ремонта. «Через пять-семь лет возможно будет перейти к нормативным объемам капитальных ремонтов в стране», — сказал министр регионального развития.

Капитальный ремонт предлагается переложить на плечи собственников жилья.

Минрегион рассчитывает, что жильцы будут регулярно отчислять деньги на специальный счет. «Сохранность средств обеспечивается особым статусом счетов», — пояснил Слюняев. Еще один способ — переводить деньги структуре, созданной региональными властями. Тогда за сохранность средств будут отвечать власти. На эти деньги и будут проводить капитальный ремонт.

Единственный из участников заседания, кто подверг госпрограмму жесткой критике, — губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Власти не оценивают реальные масштабы аварийного и ветхого жилья, заявил он. «Муниципалитеты сдерживают постановку аварийного фонда на учет, так как нет перспектив сноса», — объяснил он. Шанцев также указал, что в госпрограмме речь идет о капремонте ветхого жилья, признанного таковым к 1 января 2012 года. Новая система финансирования этой сферы должна заработать с 2016 году. «Непонятно, кто будет финансировать фонд, ставший аварийным с 2012-го по 2016 год», — отметил губернатор. «Население платит сейчас на капремонт 1,88 рубля, если будет платить 10 рублей в фонд накопления, то мы не наберем и половины денег, чтобы ликвидировать недоремонт», — считает чиновник.

Он также призвал не рассчитывать на деньги инвестпрограмм для возведения инфраструктуры. Причина, по его словам, в том, что власти сдерживают тарифы. «Без софинансирования из федерального бюджета мы не справимся», — говорит Шанцев.

Возможно, что федеральному бюджету придется изыскивать эти дополнительные средства за счет приватизации или других проектов. Почему Медведев упомянул в этой связи именно МРСК, он не уточнил.

Не ответил на этот вопрос и Слюняев: «Приватизация МРСК — это не компетенция Минрегиона. Но если средства, направленные от реализации МРСК, будут направлены на цели жилищного строительства и приведение в нормативное состояние наружной инженерной инфраструктуры, мы будем этому рады».

О планах по приватизации компаний распределительного комплекса Медведев, бывший в то время президентом России, заявил в 2011 году. Холдинг МРСК объединяет 13 региональных МРСК. Доля государства в холдинге составляет около 50%, в каждой из региональных МРСК — около 25%. По текущим оценкам, госдоля в одной из крупнейших — МРСК Центра — стоит около 5,7 млрд рублей, а МРСК Центра и Поволжья — порядка 4,7 млрд, подсчитывает Сергей Бейден из ФК «Открытие».

Такой суммы явно не хватит для «расшития» инфраструктурных проблем жилищного комплекса в регионах, при этом ежегодная потребность каждой из региональных МРСК в инвестициях составляет порядка 15—20 млрд рублей, недоумевает Василий Конузин из АФК «Алемар».

«Направлять деньги от приватизации сетевых компаний на решение проблем ЖКХ нецелесообразно. Можно сколько угодно вливать в этот сектор средства (что уже неоднократно делалось), но ситуация с жильем лучше не становится», — говорит Сергей Пикин из Центра энергетического развития. По его мнению, необходимо пересматривать систему управления отраслью и распределения средств.