Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Судостроение по-советски

Правительство России одобрило госпрограмму развития судостроения на 2013–2030 годы

Екатерина Карпенко 08.11.2012, 21:17
Правительство России одобрило госпрограмму развития судостроения на 2013-2030 годы ИТАР-ТАСС
Правительство России одобрило госпрограмму развития судостроения на 2013-2030 годы

Правительство России одобрило госпрограмму развития судостроения на 2013–2030 годы. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, структура отрасли будет оставаться такой, какой была в советский период.

«Необходима концентрация на внутреннем высокотехнологичном заказе и отказ от бесперспективной конкуренции с Китаем, Японией и Южной Кореей, которые массово производят суда общего пользования», — сказал министр. По его словам, перспективными для России станет высокотехнологическое судостроение — военные корабли, рыбопромысловые и речные суда, а также техника для освоения шельфа и Северного морского пути.

Финансирование в госпрограмму заложено на уровне более 600 млрд рублей, из которых почти 338 млрд рублей бюджетных средств. Военные корабли проходят через гособоронзаказ, а заказы на технологические суда будут оплачивать заинтересованные нефтяные и газовые компании. Здесь спрос до 2030 года оценивается в более 150 судов и 30 платформ.

Самые большие бюджетные вливания – 123 млрд рублей – должны быть направлены на развитие науки. Здесь поставлена задача в концентрации ресурсов и объединении экспериментальной базы, что должно снизить себестоимость продукции. Как отмечает Минпромторг, 85% экспериментальной базы для гражданского и военного судостроения совпадает.

90,3 млрд рублей планируется потратить на разработку проектов гражданских судов, технологий производства, закупку технологий, лицензий и оборудования. Базовые платформы для этого вида техники – ледоколы, разведочные и бурильные платформы, сложные суда, грузовые суда типа «река--море», скоростные суда для внутренних линий.

Отрасль должна развиваться в рамках трех кластеров – северо-западного, южного и дальневосточного. При этом северо-западный нужно оптимизировать, считают в Минпромторге. Его перспективные ниши не только военные корабли, но и суда для освоения арктического шельфа и Северного морского пути.

С помощью господдержки к 2030 году доля гражданского судостроения в мировой отрасли должна достигнуть 10% в стоимостном выражении и 2% в водоизмещении. Сейчас эти показатели – 2 и 0,5% соответственно. Российские военные корабли должны занять 16% рынка (по водоизмещению) по сравнению с нынешними 12%. Умеренно-оптимистический прогноз по объему продукции на 2030 год – 700 млрд рублей. Сейчас это 290 млрд рублей.

К 2030 году отрасль должна создать (либо модернизировать) 116 тысяч высокотехнологических рабочих мест. Сейчас в ней работают 163 тысячи человек (в том числе 29 тысяч в науке) на 166 предприятиях (53 из них научные). Производительность труда должна вырасти в 4,5 раза.