Пенсионный советник

Интернет полетел

Из-за интернет-сбоя задержаны более 80 рейсов в 20 аэропортах России

Алина Черноиванова, Анастасия Матвеева 04.09.2012, 17:16
Авиакомпаниям пришлось задержать более 80 рейсов из-за сбоя в системе бронирования ИТАР-ТАСС
Авиакомпаниям пришлось задержать более 80 рейсов из-за сбоя в системе бронирования

Авиакомпаниям пришлось задержать более 80 рейсов в 20 аэропортах России из-за сбоя в системе бронирования. Перевозчики уже предъявляют претензии к поставщику системы Astra компании «Сирена-Трэвел», компания намерена переадресовать их провайдерам связи — «Совинтелу» (часть «Вымпелкома») и Orange. Это первый подобный сбой в работе российской гражданской авиации.

Сбой в работе системы регистрации пассажиров Astra компании «Сирена-Трэвел» стал причиной задержки рейсов в аэропортах России. Сбой произошел в 7.00 по московскому времени, сообщил оператор сочинского аэропорта компания «Базэл Аэро». Техническая служба эксплуатации зафиксировала отсутствие связи по входящим интернет-каналам, обеспечивающим доступ к ресурсу Astra, в 7.50, уточнили в «Сирена-Трэвел».

Интернет-сервис Astra связывает систему бронирования «Сирена-Трэвел» и системы автоматической регистрации пассажиров в аэропортах.

В течение пяти часов представителям аэропортов пришлось вести регистрацию в режиме ручной рассылки списков пассажиров. Было задержано около 80 рейсов в 20 аэропортах, сообщили в «Сирена-Трэвел».

Через систему Astra в аэропорты поступает информация о пассажирах авиакомпаний «Ютэйр», «ВИМ-Авиа», «Россия», «Якутия», «Таймыр» и «Армавиа».

Максимальная задержка у рейсов «Ютэйр» составила не более часа, говорят в компании. «Из 100 аэропортов, куда мы летаем, сбой произошел не более чем в десяти, — пояснил представитель перевозчика. — Во Внуково сразу перешли на резервный канал и хоть медленно, но регистрировали. Кое-где вручную».

«ВИМ-Авиа» пришлось задержать один рейс, сообщили в авиакомпании. «У нас сегодня 36 рейсов, если считать вместе с разворотными, — говорят в «ВИМ-Авиа». – Один рейс задержали из-за сбоя примерно на 30 минут, остальные не пострадали — удалось справиться вручную».

Сбой фиксировался в аэропортах Челябинска, Нижневартовска, Воронежа, Грозного, Сочи, Краснодара, Владивостока и других. Регистрация на рейсы перевозчиков, которые передают данные не через сиcтему Astra, шла в штатном режиме.

Это первый подобный сбой в работе российской гражданской авиации.

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты не смогли вспомнить аналогичных по масштабам инцидентов за время работы с электронными системами бронирования. «Ни один эксплуатант не гарантирует работоспособность системы на 100%, — пояснил один из них. — Думаю, сбои бывали и ранее, но они так редки, что конкретные прецеденты вспомнить не берусь».

«Года два назад летели в Москву, и у авиакомпании сбойнула система регистрации. Начали регистрировать вручную. — вспоминает Михаил Медриш, член совета Координационного центра национального домена сети интернет. – На автоматизацию надо рассчитывать, но нужно иметь план Б. Люди должны иметь возможность решить проблему автономно – это недоработки авиакомпаний и аэропортов».

«Astra установлена в 136 аэропортах России и других странах, — пояснила заместитель гендиректора «Сирена-Трэвэл» Марина Володина. — До этих аэропортов доходят разные каналы связи. Одиннадцать аэропортов, в числе которых Внуково, Домодедово, Тюмень, Сургут, работают по прямым выделенным каналам, и проблем там не было. Пострадали аэропорты, которые используют интернет-каналы — связи с системой Astra у них не было в течение нескольких часов».

Интернет-связь была восстановлена во всех аэропортах в 13.00, сообщили в Росавиации.

В «Ютэйр» и «ВИМ-Авиа» пока затрудняются сказать, будут ли предъявлены претензии к поставщику системы Astra.

В «Сирена-Трэвел» говорят, что претензии от клиентов — перевозчиков и аэропортов — уже поступают. Компания в свою очередь намерена выдвинуть претензии в адрес компаний «Совинтел» (входит в «Вымпелком») и Orange.

«Совинтел» обеспечивает основной интернет-канал для «Сирена-Трэвел», Orange Business Services — резервный. «Проблема была не в работе системы регистрации в аэропорту Astra, которую эксплуатирует наша компания. Она заключалась во входящих интернет-каналах», — уточняет Володина. Компания, зафиксировав сбой, запросила провайдеров поставщиков услуг о причинах отсутствия связи. «Косвенно специалисты «Совинтел» и «Orange» нам подтверждали, что проблема на их стороне», — добавили в «Сирена-Трэвел». Провайдеры сообщали, что у них проблемы с маршрутизацией трафика.

«Авария на магистральной сети «Вымпелкома» была устранена в начале двенадцатого по Москве, — пояснили в «Вымпелкоме». — Причина аварии — сбой на оборудовании. К сожалению, при заключении договора данный клиент не заказал услугу резервирования каналов, что помогло бы предотвратить проблемы с сервером, обычная практика для крупных компаний».

«По имеющимся у нас данным, сбой в работе компании «Сирена-Трэвел» произошел в связи с неполадками на канале основного оператора – «Совинтел», — говорят в Orange Business Services. – Наша сеть является резервной для «Сирена-Трэвел» и продолжала свое нормальное функционирование».

Как только трафик был маршрутизирован на линию Orange, подключение было восстановлено: система управления зафиксировала резкое увеличение активности на линии с «Сирена-Трэвел» в 12.27 по московскому времени, добавили в компании. «Подобной ситуации можно избежать в дальнейшем, если в случае сбоев основного оператора трафик будет автоматически маршрутизироваться на резервный канал Orange», — считают в компании.

«Странно, что два оператора, которые предоставляют услуги этой системы, одновременно потеряли с ней связь, — считает Медриш. – Это означает, что операторы могли предоставлять некачественную услугу, а заказчик – не иметь технических возможностей для проверки квалифицированности исполнителей». Не исключено, продолжает эксперт, что оба поставщика услуг использовали одну инфраструктуру, поэтому в ходе сбоя была парализована работа нескольких провайдеров. «Возможно также, что сбой возник в дата-центре заказчика, где стоит оборудование обоих операторов, что вызвало единую точку отказа, а, следовательно, перебои со связью обеих сторон», — говорит Медриш.