Пенсионный советник

Саммит советских долгостроев

Три из четырех приоритетов председательства России в АТЭС оказались нереализуемыми

Петр Канаев 03.09.2012, 16:58
Советские долгострои БАМ (на фото) и Транссиб до сих пор ищут инвесторов ИТАР-ТАСС
Советские долгострои БАМ (на фото) и Транссиб до сих пор ищут инвесторов

Три из четырех приоритетов председательства России в АТЭС — самого дорогого в истории форума — оказались нереализуемыми. Договориться о зонах свободной торговли не удалось, проект сдачи в аренду сельскохозяйственных земель Дальнего Востока не нашел поддержки, обмен инновациями не выйдет за пределы текущей повестки дня. Единственным содержательным пунктом саммита будет пакет из более 20 инфраструктурных проектов на 12,3 трлн рублей, среди которых советские долгострои БАМ и Транссиб.

«Ни одна страна АТЭС столько не вкладывала в подготовку саммита», — признал накануне открытия форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС, APEC) министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев.

По словам источника в одном из федеральных ведомств, участвовавших в подготовке к саммиту, итоговая сумма сметы – около 680 млрд рублей. Из них более 400 млрд направлено на строительство газопровода к объектам острова Русский, на котором проходят мероприятия, 202 млрд рублей из федерального бюджета пошли на строительство и инфраструктуру.

На мероприятия в рамках форума расписано около 4% общей сметы, знает источник, знакомый с расчетами.

Россия рассчитывала на отдачу. В рамках председательства в АТЭС страна декларировала четыре основные темы: либерализация торговли и инвестиций, укрепление продовольственной безопасности, развитие транспорта и логистики и облегчение инновационных обменов.

Но первая тема заявляется формально, говорит источник, знакомый с ходом консультаций.

Либерализация торговли и движения капитала – традиционная цель АТЭС, но под председательством России конкретные соглашения к подписанию не планируются. «Этого не ждут даже их самые горячие сторонники», — говорит источник, напоминая, что Россия пока не имеет двусторонних соглашений о свободной торговле ни с одной из стран АТЭС.

По его словам, возможность создания зон свободной торговли с членами АТЭС прорабатывали экспертные группы при Минэкономразвития в рамках оценки потенциала сотрудничества со странами блока АСЕАН (Association of South East Asian Nations, семь ключевых участников блока также входят в АТЭС).

Но расчеты показали неготовность России к адаптации режима свободной торговли – потенциал роста товарооборота ограничивается 2% при существенном риске для сельского хозяйства, говорит источник. Высокопоставленный чиновник правительства это подтвердил.

Вкладом России в обеспечение продовольственной безопасности могло стать сотрудничество со странами АТЭС в рамках совместных сельскохозяйственных программ. Минэкономразвития и отраслевые эксперты предлагали оценить и, возможно, расширить практику сдачи в аренду сельскохозяйственных территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока, где не используется до 50% пахотных земель. В частности, рассматривалась возможность совместного производства биотоплива.

Но тема не будет актуальна на стартовавшем саммите, говорит осведомленный источник. Министерство развития Дальнего Востока не поддерживает эту инициативу, подтвердил и Ишаев, ссылаясь на высокую степень истощения земель, сданных в аренду сельскохозяйственным предприятиям Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Неразвиты транспортная и логистическая инфраструктура, невозможна интеграция производителей, поставщиков и потребителей», — добавляет источник.

Обмен инновациями – важная тема, но по итогам саммита АТЭС сотрудничество не выйдет за пределы текущей повестки дня, говорит источник, знакомый с процессом подготовки документов к саммиту.

Россия и так сотрудничает с АТЭС в сфере биотехнологий, атомной энергетики и космических программ. В основном партнерами выступают страны Юго-Восточной Азии. «Возможность перевода этого взаимодействия в новое качество объективно отсутствует», — скептичен источник.

Единственным содержательным пунктом повестки саммита будет пакет из более 20 транспортно-инфраструктурных проектов суммарной капиталоемкостью около 12,3 трлн рублей.

Основные – традиционные железнодорожные долгострои Транссиб и БАМ-2. В рамках модернизации Транссибирской магистрали предполагается создание единой компании — оператора грузовых перевозок, в капитал которой планируется привлечь инвесторов из стран — основных грузоотправителей и получателей. Мощности БАМа будут наращиваться: сейчас они составляют 22–24 млн тонн в год. Потенциал только по углю – около 70 млн тонн, говорит федеральный чиновник, называя среди отправителей концерны СУЭК, «Мечел» и «Якутуголь». Расчетная сумма инвестиций в модернизацию БАМа составляет 1,1 трлн рублей.

Также в пакет транспортных инициатив России в рамках саммита АТЭС включен Северный морской путь — транспортный коридор между портами стран Западной Европы, России, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии и Транскорейская железная дорога (от южнокорейского порта Пусан через КНДР в Россию). Параллельно идут переговоры о проведении электромагистрали и газовой трубы в Южную Корею. «Переговоры с КНДР продолжаются и после изменений в руководстве республики. Рассматривается вопрос списания долга Пхеньяна в размере 2 миллиардов долларов», — знает федеральный чиновник.

Также в «транспортном пакете» сеть автомобильных дорог, включая трассы Чита — Хабаровск и Хабаровск — Владивосток.

Экспертные группы предлагали включить в повестку саммита проект «Беринг» — тоннель под Беринговым проливом и сопутствующей транспортной инфраструктуры. Но источник в Минэкономразвития не подтвердил факт проработки проекта к форуму АТЭС.

Отдельно прописаны проекты авиационного и судостроительного кластеров на Дальнем Востоке. В частности, на заводе «Звезда» (совместно с корейской Daewoo) планируется создание сухого дока для строительства крупнотоннажных судов – до 500 тыс. тонн – для нефте- и газоперевозок и, возможно, военного назначения.

Система трубопроводных проектов также будет анонсироваться на саммите, говорит осведомленный источник. По его данным, строительство труб увязывается с созданием газо- и нефтехимических заводов.

«Рассматриваются проекты, ориентированные на месторождения Якутии и Восточной Сибири, в частности Ковыктинское, — говорит источник. — Речь может идти о соглашениях по строительству заводов с участием инвесторов из США и Японии».

Одним из документов станет договор «Газпрома» с японскими группами Itochu и Japan Petroleum Exploration. Базовое соглашение предусматривает строительство завода по сжижению газа во Владивостоке, говорит источник Nikkei. Расчетная мощность предприятия – 10 млн тонн в год.

Все подготовленные к саммиту проекты так или иначе анонсировались ранее, признает правительственный консультант, участвовавший в работе.

Транссиб и БАМ сейчас ориентированы на бюджетные инвестиции. Но ранее Минтранс рекомендовал Российским железным дорогам определить приоритеты: выбрать между расширением мощностей БАМа и финансированием высокоскоростных магистралей.

Грузы по Транссибу иностранные компании не возят. Доставка контейнера из Восточной Азии в Европу дороже морской транспортировки на $1,5–2 тыс. Прохождение таможенного контроля в России занимает 3–4 дня и стоит $500, в Сингапуре процедуры проходят за день и стоят $3. Скорость прохождения грузов вместо заявленных РЖД 12–15 дней составляет 40–50 дней.

Севморпуть – это «неудовлетворительные навигационные и аварийно-спасательные средства, отсутствие централизованной поисково-спасательной службы быстрого реагирования», — комментирует источник.

По его словам, «готовность России активно подключиться к сотрудничеству в области приоритетов председательства в АТЭС объективно не высока».

«Неважно, сколько подпишут контрактов. Можно подписать и через полгода. Но люди увидят результат, и вложенные деньги сработают», — говорил на прошлой неделе Ишаев. А источник в экспертных кругах не исключает, что в течение нескольких месяцев после саммита Россия проведет встречу на уровне министров экономик стран АТЭС.