Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Солидарность трудящихся

Минтруда подготовило проект пенсионной реформы

Петр Канаев, Рустем Фаляхов 26.08.2012, 23:59
Минтруда подготовило проект пенсионной реформы ИТАР-ТАСС
Минтруда подготовило проект пенсионной реформы

Минтруда подготовило проект пенсионной реформы. Людям предстоит выбрать между накопительной программой и солидарной моделью. Выбравших накопления могут обязать софинансировать их вместе с работодателем. Льготные пенсии будут оплачиваться по повышенному тарифу или переводится в сферу корпоративного страхования. Взносы для самозанятых будут увеличены в два раза. Ведомственный проект ориентирован на солидарную пенсионную систему, критикуют эксперты.

Работа над проектом cтратегии долгосрочного развития пенсионной системы завершена, в минувшую пятницу документ внесен на согласование в профильные министерства, сообщили в Минтруда и Пенсионном фонде России (ПФР).

Разработку новой пенсионной стратегии социальный блок правительства начал в соответствие с майским указом президента: правительство должно определить основные параметры пенсионной реформы до 1 октября 2012 года. Цель проекта — к 2032 году вывести пенсионную систему из хронического дефицита (около 1 трлн рублей в год, покрывается из бюджета), обеспечив коэффициент замещения на уровне 40% (сейчас, по подсчетам ПФР, — 37%) и пенсионные выплаты гражданину не ниже 2,5—3 прожиточных минимумов.

Пенсионную формулу в Минтруда решили пока не изменять, консультации продолжатся в 2014 году. Повышение возраста выхода на пенсию не рассматривается.

Но дискуссионным остается вопрос включения стажа в расчет. Сейчас минимальный объем пенсионных прав гарантируется пятилетним стажем. Социальный блок правительства рассматривает возможность кратного увеличения. «Предполагается, что 40% замещения дают 30 лет стажа. Но это не вопрос следующего года», — говорит источник, близкий к теме, не исключая увеличения показателя до 40 лет.

«Но пока работа предполагала поиск внутренних резервов покрытия дефицита», — заметил он.

Взносы работодателей в ПФР составляют 22% от фонда оплаты труда (зарплаты не выше 512 тыс. руб. в год) и 10% от зарплат более 512 тыс. Уровень нагрузки пока не изменится, говорит источник.

Но, по его словам, документ не исключает перехода на актуарно обоснованный (бездефицитный) тариф в среднесрочной перспективе.

Сейчас 6% из 22% идут на обязательную накопительную часть для граждан, родившихся в 1967 году и позднее. Накопительную часть гражданин имеет право направить через негосударственный пенсионный фонд (НПФ) в частную управляющую компанию. Средства тех, кто не определил, что делать с пенсионными накоплениями («молчуны»), автоматически попадают в государственную управляющую компанию ВЭБ.

Остальные 16% направляются в солидарную пенсионную систему (используются для текущих выплат пенсионерам). Они не покрывают хронический дефицит ПФР.

Основные составляющие дефицита — это накопительный компонент и льготные пенсии по стажу и тарифу, говорит источник в правительстве. А также малый бизнес, индивидуальные предприниматели, которых около 30 млн из 75 млн работающего населения, добавляет участник рабочей группы при Минтруда. Эти категории выплачивают взносы частично (с привязкой суммы к минимальному размеру оплаты труда) или не выплачивают совсем, но при существующем минимальном стаже в 5 лет вправе рассчитывать на пенсию по достижении возраста (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин) — средства солидарной системы перераспределяются в их пользу.

Стратегия Минтруда предполагает вывод самозанятого населения на общий уровень выплат в социальные фонды: с 2013 года размер взносов удваивается, в дальнейшем «продолжается настройка», уточнил источник, знакомый с содержанием документа.

Проблему накопительной части пенсии (вклад в общий дефицит ПФР, по данным источников, составляет около 300 млрд рублей в год, а результаты инвестирования неудовлетворительны) социальный блок правительства и ПФР предлагают решить за счет «страхового маневра» — на три года снизить отчисления по этому компоненту. По данным «Газеты.Ru», предусматривается снижение с 6% до 2% с зачислением оставшихся 4% в солидарную часть.

В течение трех лет населению предлагается выбрать между солидарной системой и накопительной, но с меньшим объемом пенсионных прав в рамках солидарной.

По умолчанию люди будут оставаться в солидарной распределительной модели.

Кроме того, участников накопительной системы могут обязать софинансировать свою будущую пенсию вместе с работодателем — регулярно отчислять 2%. А база для взимания страховых взносов (сейчас 512 тыс. рублей в год плюс 10% от суммы сверх этого уровня) для участников накопительной системы с высокими зарплатами может быть повышена, говорит осведомленный источник.

Накопительный компонент экспертные группы при Минтруда предлагают вывести из-под действия закона о трудовых пенсиях (173 ФЗ). Сфера будет регулироваться специальным актом, возможно, законом о корпоративных пенсиях (соответствующий законопроект готовится, говорили источники «Газеты.Ru»). По неофициальной информации, работодатели и работники смогут перечислять взносы на накопительную часть пенсии не в ПФР, а в корпоративные пенсионные системы, условия работы которых будут определяться коллективными договорами между компаниями и их сотрудниками.

Сохранность пенсионных накоплений планируется обеспечить собственными резервами НПФ, в которые попадут отчисления, а также созданием в отрасли структуры, действующей по принципу Агентства по страхованию вкладов в банковской сфере (АСВ гарантирует сохранность вкладов на сумму до 700 тыс. рублей в случае отзыва лицензии у банка, гарантийный фонд пополняется за счет взносов банков-участников), утверждает осведомленный источник. По его данным, помимо НПФ к работе с пенсионными деньгами будут допущены банки и страховые компании.

Третья значимая составляющая дефицита – льготные пенсии (источники оценивают в 350 млрд руб. в год). Минтруда предлагает устранить проблему за счет повышения тарифов, которые работодатели выплачивают за работников вредных и опасных производств (1-й и 2-й списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях). Предполагается, что с 2013 года тариф за рабочие места из категории особо вредных (1-й список) превысит общий уровень на 4%, а за вредное производство (2-й список) — на 2%. В дальнейшем Минтруда предлагает поднять соответствующие тарифы на 9% и 6%, соответственно.

Параллельно социальный блок правительства подготовит законопроект, описывающий процедуру переаттестации рабочих мест с возможным выводом их из 1-го и 2-го списков и переводом на корпоративное страхование. В этом случае опасность профессии будут определять страховые компании, а не государство.

Для медиков и педагогов, также имеющих право на досрочные пенсии, стратегия Минтруда предусматривает поэтапное повышение минимально требующегося стажа.

Оппонентом концепции социального блока правительства выступает Минфин, знает источник, близкий к консультациям. Финансовый блок предлагает снизить уровень индексации пенсий до среднего арифметического между инфляцией и средней зарплатой. Второе предложение — сократить выплаты работающим пенсионерам. По оценкам Минфина, это обеспечит экономию на уровне 500 млрд рублей. В стратегии развития пенсионной системы такие меры не предусмотрены, говорит источник, близкий к Минтруда.

Пенсионная система превращается из лоскутного одеяла во взаимосвязанную систему интересов людей с большими зарплатами и менее крупным заработком, позитивно оценивает результат Антон Табах из «Уралсиб капитала». «Но Минтруда рассчитывает сохранить большую часть пенсионных накоплений в государственной распределительной системе. При такой реформе люди среднего и старшего возраста предпочтут остаться в распределительной системе, и это будет правильный выбор. Накопить весомую добавку к пенсии за короткий срок с помощью накопительной части, даже усиленной на 2%, нереально», — заметил он, сравнив ведомственную стратегию с опытом пенсионной реформы в Чили. Там людей старше 50 лет не пустили в новую пенсионную систему, граждан до 30 лет отправили в накопительную систему, а выбор предложили сделать тем, что между 30 и 50 годами.

Большинство будущих пенсионеров предпочтут распределительную систему: активных действий население не предпримет, появятся «молчуны-2», согласен Сергей Лукин, директор департамента по работе с институциональными инвесторами «Allianz РОСНО управление активами».

Михаил Дмитриев, президент фонда «Центр стратегических разработок», критичен: «В предложениях по-прежнему просматривается стремление быстро потратить ресурсы накопительной системы, не учитывая интересы будущих пенсионеров, которые начнут выходить на пенсию уже в 2020—2030 годах».

«Все так же активно продвигается идея залатать дыру в бюджете ПФР за счет будущих пенсионеров», — поддерживает Константин Угрюмов, президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов.

Дополнительные тарифы для рабочих мест на вредных и опасных производствах Табах называет правильной мерой. «Но право компаний самим определять, какие места могут быть льготными, — это конфликты, это обиженные профсоюзы», — предупредил экономист.

Конфликты работодателей и работников неизбежны, убежден Лукин: «На Горбатом мосту возле Белого дома будут стучать касками не только шахтеры». «Но, если на такие рабочие места власти вводят повышенный тариф по пенсионным взносам, бизнес будет заинтересован в модернизации, создании современных производственных цепочек с минимумом вредных неэкологичных технологий», — констатировал он.