Пенсионный советник

«Области не хватает развитой социальной инфраструктуры»

Герман Елянюшкин рассказал «Газете.Ru» о приостановке строительных проектов в Подмосковье

Екатерина Ткаченко 06.08.2012, 12:32
Министр строительного комплекса и ЖКХ Герман Елянюшкин informpskov.ru
Министр строительного комплекса и ЖКХ Герман Елянюшкин

Новый глава министерства строительного комплекса и ЖКХ Московской области Герман Елянюшкин рассказал «Газете.Ru» о приостановке строительных проектов, работе с Сергеем Шойгу и том, как чиновники собираются снизить цены на квартиры на 20%, не предоставляя налоговых льгот девелоперам. Одно из предложений — отменить плату за присоединение к электросетям.

— Как изменилась работа министерства строительства после объединения с министерством по вопросам ЖКХ?

— Главной задачей стала оптимизация структур. В результате объединения министерств произошло сокращение штата на 56 единиц практически с полным сохранением функций. Лишь часть функций по обманутым дольщикам и расселению аварийного жилья перешла в другое управление.

— Какие главные проблемы строительства в Подмосковье вы сразу увидили?

— Области не хватает развитой социальной инфраструктуры: детских садов, школ, поликлиник. Без этих учреждений ни один район не сможет существовать. Детские сады должны быть рядом, внутри кварталов.

Но в некоторых районах, чтобы ребенку дойти до школы, детского сада, приходится переходить оживленные магистрали. Это все происходит из-за излишнего уклона в сторону извлечения прибыли со стороны застройщиков.

— Заморожено ли сейчас строительство жилых объектов в Подмосковье? Если да, то в связи с чем? И когда их строительство будет возобновлено?

— Да, мы останавливаем строительство всех объектов, где нет социальной инфраструктуры. Мы сначала просим выполнить все обязательства по ее созданию, а потом уже переходить к строительству следующих очередей. Но делаем это взвешенно. Чтобы не допустить возникновения обманутых дольщиков.

Также заморожены объекты, где не урегулированы земельные отношения, недостаточно финансирования для завершения проекта, произошло банкротство застройщика, не выплнены технические условия по подключению объектов к сетям и так далее.

По некоторым объектам, таким как КТ «Социальная инициатива и К», арестовано имущество. Товарищество вело инвестиционные контракты в Воскресенском, Зарайском, Коломенском муниципальных районах и Звенигороде. Выяснилось, что люди приобретали не право на жилье, а вкладывали средства в складочный капитал «Социальной инициативы и К».

Самыми «труднорешаемыми» объектами являются те, застройщики которых признаны банкротами и по которым ведутся судебные разбирательства между участниками строительства. Такие проблемы мы зафиксировали в Дмитровском, Серпуховском, Наро-Фоминском муниципальных районах, Климовске и Химках.

— Губернатор Московской области Сергей Шойгу заявил на одном из заседаний правительства о необходимости снизить стоимость жилья эконом-класса на 20%. За счет чего будет осуществляться снижение? Будут ли власти выделять на это дополнительный бюджет?

— Сейчас стоимость одного квадратного метра и так 30–35 тыс. руб. Но застройщики вынуждены включать в цену квартиры стоимость социальной и инженерной инфраструктуры. Но это неправильно. Мы же не считаем стоимость автомобиля вместе со стоимостью гаража, а на рынке недвижимости цена получается именно так!

Мы планируем достичь этого в том числе и снижением административных барьеров, уменьшением, а в идеале — отменой платы за присоединение (технологическое присоединение к электросетям. — «Газета.Ru»), использованием современных технологий, строительством на землях Фонда РЖС, введением так называемых «голландских» аукционов, направленных на понижение стоимости квадратного метра.

Это все долгосрочные мероприятия, но они будут направлены на снижение рыночной стоимости недвижимости.

— Будут ли выделены какие-то льготы застройщикам жилой недвижимости в Подмосковье?

— Нет, зачем? Это к вопросу о том, нужно ли больше строить в области. У нас 143 реализуемых проекта комплексного освоения территорий. Это 56 миллионов квадратных метров! Кто это все купит? Где эти люди будут работать? Но в любом случае по мере ввода этих площадей спрос будет сокращаться, а стоимость падать.

— Первичный рынок жилья Подмосковья может ожидать стагнация из-за перенасыщения новыми объектами?

— Это зависит от макроэкономической ситуации. Будут у населения деньги — процесс улучшения условий проживания будет бесконечным. Появился в семье ребенок, улучшилось материальное благосостояние — сразу же возникает потребность купить квартиру больше, лучше...

И потом, к этому нас, мужчин, зачастую более равнодушных к бытовым условиям, стимулируют наши жены. Как сказал кто-то из классиков: «Жены алчут новизны». Потребность жить в более комфортных условиях у людей будет всегда.

— В чем преимущества малоэтажного строительства и почему ему будет отдаваться предпочтение в Подмосковье? Почему правительство Московской области склоняется к отмене массовой застройки в регионе?

— Можно, конечно, застроить Подмосковье небоскребами, но зачем? Экономическая целесообразность такой стратегии сомнительная. В области много земли, и разумнее ее использовать под малоэтажное строительство.

— Подмосковье не растеряло инвестиционную привлекательность для девелоперов?

— Комфортные для проживания регионы в России можно по пальцам пересчитать. По привлекательности инвестирования в недвижимость область стоит сразу за Москвой и сейчас сильно развивается в этом направлении.

Но если сейчас вечером проехать мимо в недавно веденных новостроек, там до 90 процентов негорящих окон. О чем это говорит? Что квартиры либо не проданы, либо их приобрели «впрок» — в инвестиционных целях, в целях возможного переезда в будущем из других регионов.

Люди постепенно переезжают в пригород Москвы из отдаленных районов России. Это хорошая альтернатива для них из-за дороговизны квартир и небольшого предложения квартир в Москве.

— До недавнего времени вы были директором департамента жилищной политики Министерства регионального развития. С чем было связано ваше решение перейти на должность министра Московской области?

— Бывают предложения, от которых нельзя отказаться. Тем более, работа интересная, есть большое поле для деятельности.

— Как вам с Сергеем Кожугетовичем работается? Строгий?

— Он очень строгий и требовательный руководитель. Умеет мотивировать на решение поставленных задач.

— Как планируете развивать инфраструктуру в Подмосковье? Московские власти недавно говорили о намерении соединить Домодедово, Внуково, а позднее и Шереметьево эстакадной железной дорогой через некоторые регионы области. Насколько, по вашему мнению, этот проект актуален?

— Как житель Московской области могу сказать, что он очень востребован. Все что связано с развитием инфраструктуры, жителям нужно. Но я не берусь оценивать, насколько проект рентабелен. Наше министерство в нем только соисполнитель.

— Оцените уровень коррупции в сфере ЖКХ Подмосковья.

— Для нас основная задача — не создавать предпосылки для коррупции. Мы не ловим, а передаем материалы в правоохранительные органы. Но в наведении порядка в Московской области заметна большая заинтересованность и прокуратуры, и полиции.

— Поменяется ли схема согласования новых строительных объектов с властями в Московской области? Как?

— Над этим сейчас работает правительственная комиссия, все поручения вновь избранным президентом даны в первый же день его работы. Будет четко определено количество документов, которые надо будет предоставлять. Все дополнительные согласования — только после того, как субъект докажет правительству России, что по конкретному объекту нужно еще что-то проверить. Думаю, такие случаи будут единичными.