Кемеровский губернатор Аман Тулеев обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ценовую политику авиакомпаний на маршрутах Кемерово – Москва и Новокузнецк – Москва. «Сибирь», «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии» «неоправданно завышают цены на авиабилеты», утверждает он, ссылаясь на жалобы жителей области и результаты расследования кемеровского управления антимонопольной службы.
В начале июля «Сибирь» была оштрафована управлением ФАС на 1,3 млн рублей. С мая 2011 года в кемеровскую транспортную прокуратуру, антимонопольное ведомство и администрацию области поступали жалобы от пассажиров на завышение цен. ФАС пришла к выводу, что
на линиях из Новокузнецка и Кемерово в Москву «Сибирь» в 2011 году занимала доминирующее положение с долей более 50% и 35% соответственно. В том же году были возбуждены два дела о нарушении «Сибирью» антимонопольного законодательства, и в мае 2012 года авиакомпанию признали виновной.
«Авиакомпании («Сибирь», «Аэрофлот», «Уральские авиалинии». — «Газета.Ru») просто игнорируют все претензии граждан и обращения к ним областных властей, — пишет Путину Тулеев. – На сегодняшний день стало известно, что «Сибирь» в августе дополнительно повышает цены к сложившемуся уровню тарифов на 12%. Считаю такое бездействие со стороны полномочных органов проявлением безразличия и коррупции, что, по сути, недопустимо в сложившейся ситуации». В авиакомпании «Газете.Ru» сообщили, что «не планировали и не планируем повышения тарифов».
Но цены авиаперевозчиков на линии Москва – Кемерово действительно выше, чем на маршруты, сопоставимые по расстояниям. Например, билеты из Москвы до Кемерово (вылет 8 августа) и обратно (15 августа) сейчас можно приобрести почти за 20 тысяч рублей у «Сибири» и за 20,5 тысячи у «Аэрофлота». У «Уральских авиалиний» нет прямого рейса на Кемерово; билеты на Новокузнецк стоят примерно 20 тысяч рублей. В те же дни из Москвы в Томск и обратно можно добраться за 15,6 тысяч рублей рейсом «Трансаэро», за 16,6 тысяч UTair и за 18,6 тысяч «Аэрофлотом».
«Стоимость авиабилетов в Москву из Томска и Новосибирска дешевле на 8 тысяч рублей, чем на аналогичные полеты из терминалов Кузбасса, — сообщает администрация области. – Жители Кемеровской области вынуждены добираться автомобильным транспортом до Новосибирска или Томска, преодолевая 300–500 км пути, и уже оттуда осуществлять перелет до Москвы».
Губернатор потребовал от гендиректора «Сибири» снизить уровень цен на авиабилеты, оставив за собой право обратиться к руководителю ФАС Игорю Артемьеву и в арбитражный суд.
В авиакомпании S7 («Сибирь») уверяют, что ее тарифная политика как в целом, так и на отдельно взятых маршрутах Москва – Кемерово и Москва – Новокузнецк полностью соответствует действующему законодательству. «Стоимость билетов не превышает средней по рынку, а зачастую ниже, чем у других авиакомпаний на этих маршрутах», — говорит представитель перевозчика. В «Аэрофлоте» пояснили, что тарифная политика диктуется условиями рынка и во многом зависит от цен на авиатопливо в аэропорте отправления и других аэропортовых сборов.
Минтранс после обращений кемеровских профсоюзов уже проводил анализ ситуации и пришел к выводу, что высокие цены на билеты связаны не только с работой на маршрутах лишь трех авиакомпаний, но и с высокой стоимостью топлива и сбора за взлет-посадку в аэропортах Кемерово и Новокузнецка.
Сбор за взлет-посадку в Кемерово ниже, чем в аэропорту Томска – 393 руб. за 1 тонну взлетной массы, в Томске – 498 рублей, а в Новокузнецке выше – 565 рублей. В то же время тонна топлива в Томске стоит около 24 тысяч рублей; а в Кемерово и Новокузнецке – 27 тысяч и 29 тысяч рублей соответственно.
В Минтрансе профсоюзам сообщили, что возможность выполнения полетов в Кемерово и Новокузнецк рассматривают авиакомпании UTair, «Вим-Авиа», «Якутия», «Таймыр» и «Ямал». Новые рейсы могут появиться в начале зимы. Усиление конкуренции на линиях, скорее всего, приведет к уменьшению цены билетов на 20–25%, полагает Минтранс.