Пенсионный советник

«Построить аэродром – это не бизнес»

«Ренова» инвестирует 30 млрд рублей в региональные аэропорты

Алина Черноиванова (Екатеринбург) 27.06.2012, 13:04
Евгений Чудновский, гендиректор аэропорта Кольцово РИА «Новости»
Евгений Чудновский, гендиректор аэропорта Кольцово

До 2017 года «Ренова» намерена приобрести два-три российских аэропорта, инвестпрограмма — 30 млрд рублей. Крупные проекты – строительство нового аэропорта в Ростове и, в случае победы заявки Екатеринбурга на Expo-2020, полная реконструкция аэропорта Кольцово. О планах компании «Газете.Ru» рассказал Евгений Чудновский, отвечающий в «Ренове» за создание управляющей компании «Аэропорты регионов».

— «Ренова» инвестирует в екатеринбургский аэропорт Кольцово с середины 2000-х. Каков на данный момент общий объем инвестиций?

— Около 12 млрд рублей. 8 млрд частных, и 4 млрд — государственные инвестиции. К концу этого года еще проинвестируем 3 млрд рублей, и государство за два года – 2012-й и 2013-й – вложит еще 3 млрд рублей. То есть до конца 2012 года объем инвестиций со стороны аэропорта около 11 млрд, со стороны государства примерно 5,5 млрд рублей.

— Что это по инфраструктуре?

— Мы сделали терминальный комплекс на 80 тысяч кв. метров, новую гостиницу, привокзальную площадь, железнодорожную платформу, провели реконструкцию VIP-терминала, грузовой комплекс сейчас сдаем, закупили всевозможную технику…

— Железнодорожная ветка кажется самой неудачной инвестицией: электрички ходят только 4 раза в день, до города проще добраться по автодороге, тем более что пробок до въезда в город почти нет…

— Мы построили только платформу, потратив на нее около 250 млн рублей. Ветку строили РЖД – она стоила порядка 300 млн.

По-разному можно смотреть на эти инвестиции.

Сейчас инфраструктура создана, и наша задача сделать так, чтобы она начала работать. Когда объем пассажиропотока достигнет определенного уровня, будет востребована и железная дорога.

— Зачем продолжаете реконструкцию пассажирских терминалов?

— Пассажирская инфраструктура создана с существенным запасом: можем в два раза увеличить пассажиропоток. По этому году планируем 4 млн пассажиров, в перспективе спокойно можем выйти на восемь. Пропускная способность будет 3 тысячи пассажиров в час – и это немало. Сейчас нам не хватает площадей, а конфигурация действующего внутреннего терминала не совсем нас устраивает: она, например, не позволяет разместить там точки общественного питания. Да и дизайн не очень хороший. Мы долго проектировали, поменяли кучу дизайнеров, и сейчас нам нравится то, что получается. Дизайн, прямо скажем, будет достаточно смелым.

— Когда достижима цифра в 8 млн пассажиров в год?

— Это зависит от многих показателей: развития страны, экономической ситуации... Но думаю, в следующие пять лет эта цифра достижима.

— Вы уже окупили инвестиции?

— Не люблю этот термин – «окупить», «срок возврата»…. Мы говорим о требовании доходности от акционеров. Мы наших акционеров с точки зрения доходности удовлетворяем. Собственно, поэтому они инвестируют и в Кольцово, и в покупку новых аэропортов.

По Кольцово 12 млрд рублей за 6 лет, по 2 млрд в среднем за год – вы видели где-то такое? Я – нет. Ни в регионе, ни в региональных аэропортах.

Понятно, что в Кольцово мы подходим к точке некоего удовлетворения инфраструктурой. И дальнейший существенный виток развития инфраструктуры будет или лет через пять, или он будет связан с Expo-2020, если Екатеринбург побеждает в международном конкурсе на проведение Expo-2020. Это, конечно, будет большая работа. У нас сейчас аэродром – две зависимые полосы – рассчитан где-то на 12 млн пассажиров в год. Терминальный комплекс можем и на существующем месте вывести на этот объем. Но нужно будет за полгода обслужить примерно 15 млн пассажиров. То есть мощностей необходимо, по сути, построить на 30 млн. Это новый терминальный комплекс примерно на 100 тысяч кв. метров и новая независимая полоса. Все это потребует существенных инвестиций со стороны федерации. И от нас немало: нам придется строить новый аэровокзальный комплекс, полностью менять дислокацию, переносить все наземные сооружения и гостиницы и транспорт подтягивать.

— Земля позволяет?

— Мы резервируем сейчас землю под дальнейшее возможное развитие.

— По чемпионату мира по футболу 2018 года к Кольцово уже есть какие-то требования?

— С учетом того, что мы в Ростов скоро войдем, мы крупнейший контрагент FIFA по подготовке аэропортов. Четыре аэропорта «Реновы» – в Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде и Ростове – участники чемпионата. Естественно, требования есть. В Кольцово ситуация самая простая: даже если сегодня проводить чемпионат, мы проведем без проблем. К 2018 году все будет зависеть от того, насколько быстро будет развиваться естественный пассажиропоток. В случае необходимости мы без проблем достроим терминальные мощности.

В Самаре и Нижнем Новгороде на период чемпионата будут использованы старые терминалы, дальше мы их закроем.

В Ростове речь идет о строительстве нового аэропорта. В момент проведения чемпионата будет работать еще и старый.

— На каком этапе находится проект ростовского аэропорта?

— Указ президента о передаче федерального пакета аэропорта в региональную собственность подписан. Мы с областью создали совместное предприятие. Как только будут завершены все процедуры законодательного характера, пакет будет внесен в СП. Мы, в свою очередь, внесем денежные средства и начнем работать и по управлению действующим аэропортом, и по строительству нового аэропорта – полоса, перрон, железные дороги.

Проблема действующего ростовского аэропорта в том, что он находится в центре города. Это обоюдная проблема.

Для города в этом тоже нет ничего хорошего – и по санитарным нормам, и по безопасности. Инфраструктура аэропорта старая, в нее давно не вкладывались — и никто не будет вкладываться, понимая, что аэропорт будет закрыт.

Поэтому мы объединяем два этих проекта. До нового аэропорта еще лет семь. Когда мы его построим, нам важно перенести туда бизнес, и он должен начать расти уже сейчас. В старом аэропорту все равно нужно строить новый терминальный комплекс. Но что такое терминальный комплекс? Торговый центр с возможностью вылета. И мы готовы реализовать строительство инфраструктуры двойного назначения: сейчас это аэропорт и терминал — потом торговый центр. Это комплексное решение.

— Новый аэропорт в Ростове будет строиться по концессии?

— Сегодня схема такая: мы строим всю наземную инфраструктуру, область дает землю и подводит коммуникации, федерация строит аэродром.

Построить аэродром – это не бизнес: стоимость госинвестиций порядка 15 млрд рублей будет, стоимость аренды полосы (в Домодедово, например) — 100 млн рублей. Вот и посчитайте, что это за бизнес. Кто вложит 15 млрд, чтобы при 20 млн пассажиров платить 100 млн в год? Я вот не буду.

Поэтому здесь речь идет о том, чтобы привлечь частного инвестора для оптимизации. Условно говоря, мы построим быстрее, лучше и дешевле, но нам надо дать деньги на это. То есть нам федерация должна дать деньги, мы правильно их тратим, сами строим аэродром (по концессии), а через 20 лет передаем государству.

Это да, такой вариант может работать.

— Какие у «Реновы» планы по Нижнему Новгороду и Самаре?

— В Нижнем Новгороде мы уже год управляем. Удвоили пассажиропоток; в этом году, надеемся, будет около 700 тысяч человек. Переломили ситуацию с падением: на нашем заходе там было минус 30%. Во многом это было связано с тем, что открылся «Сапсан».

Город расположен в 400 км от Москвы, так что конкуренция с наземными видами транспорта громадная.

Но есть позитивный эффект от прихода «Сапсана». Он поднял общую мобильность населения. И сейчас мы наблюдаем общий активный рост пассажиропотока. Потенциал Нижнего Новгорода огромен. Просто нужно было начать им заниматься. Нам удалось его раскачать с точки зрения авиационной мобильности, и темпы нас вдохновляют. Сейчас начинаем строительство нового терминала, к концу года, скорее всего, выйдем на котлован.

В Самаре 29 июня ставим своего генерального директора и начинаем процесс интеграции в холдинг. Здесь, к сожалению, нет быстрых решений, как расшить узкие места. Аэропорт сильно опоздал с принятием решения по реконструкции. Терминала уже не хватает. То, как это выглядит, просто шокирует…. Один вылет в час на международном секторе – это просто смешно. Но больше они не могут себе позволить. Есть существенные инфраструктурные ограничения, и будем думать, как с ними бороться. Концептуально решить вопрос можно только новым терминалом.

— Три аэропорта у «Реновы» есть, Ростов на подходе — дальше куда?

— Смотрим на Пермь. Об остальном пока не говорим. Интересны аэропорты с пассажиропотоком миллион и более. Или те, которые могут быстро стать миллионниками. Нижний Новгород – за два года будет миллион; Пермь – будет миллион.

— «Ренова» проявляла интерес к Калининграду. Не удалось договориться с местными властями?

— Мы предложили справедливую цену за аэропорт – видимо, она оказалась недостаточной. Можем только пожелать успехов новым владельцам…

— «Ренова» объединяет активы в холдинг «Аэропорты регионов». Каков объем инвестиционной программы холдинга, скажем, на ближайшие пять лет?

— В ближайшие пять лет мы планируем инвестировать порядка 30 млрд рублей с учетом приобретения еще двух-трех аэропортов.