Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Индия берет «Рособоронэкспорт» на борт

«Рособоронэкспорт» может принять участие в крупнейшем индийском тендере на поставку 75 вертолетов

Алина Черноиванова 20.04.2012, 12:51
ИТАР-ТАСС

«Рособоронэкспорт» может принять участие в крупнейшем индийском тендере на поставку 75 вертолетов морского базирования. Основой российской заявки могут стать машины ОАО «Камов» соосной схемы. Основными конкурентами российских вертолетов в тендере на $4 млрд станут американские и европейские машины.

Военно-морские силы Индии намерены приобрести более 75 многоцелевых вертолетов морского базирования и уже запросили у мировых вертолетостроителей информацию о возможных вариантах. Заявка на коммерческое предложение Индией еще не выдана, но Джордж Бартон, вице-президент компании Lockheed Martin, специализирующейся на авиа- и судостроении, оценил возможный контракт более чем в $4 млрд.

Это один из крупнейших тендеров в вертолетной индустрии, и Россия рассматривает возможность принять участие в нем, говорит источник «Газеты.Ru» в отрасли.

В «Рособоронэкспорте» отказываются раскрывать информацию о возможном участии в тендере.

«В сегменте морских палубных вертолетов у России есть очень сильные, конкурентоспособные предложения., — говорит замдиректора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко. – Это машины разработки ОАО «Камов» соосной схемы». Россия уже поставляла Индии ограниченные партии противолодочных поисково-ударных вертолетов Ка-28 и вертолетов радиолокационного дозора Ка-31, напоминает главный редактор журнала «Вертолет» Александр Хлебников. Он также считаем логичным участие России в новом индийском тендере.

Основными конкурентами российских вертолетов могут стать американские и европейские машины.

Lockheed Martin совместно с Sikorsky продвигает на индийский рынок MH-60R Seahawk (на вооружении ВМС Индии уже стоит Sikorsky SH-3 Sea King). Компания Eurocopter представит многоцелевой NH90. «От европейцев можно ожидать еще и AS.332 Super Puma. Этот вертолет есть в противолодочной версии», — говорит Хлебников.

Шансы российского предложения специалисты оценивают высоко. «У вертолетов семейства «Камов» с соосной схемой уникальная схема обтекания винта, — поясняет Хлебников. – Машины маневренны, устойчивы, способны совершать посадку на палубу в условиях серьезной качки».

Российские вертолеты дешевле конкурентов, добавляет Макиенко, но американские и европейские машины – серьезные соперники в технологиях, используемых в вооружении вертолетов.

Результат зависит и от того, на каком корабле будут базироваться вертолеты. Изначально предполагалось, что новые машины закупаются для фрегатов класса Godavari. Но в 2011 году Индия объявила тендер на поставку четырех новых вертолетоносцев. Ожидается, что свои предложения представят итальянская Fincantieri, испанская Navantia, южнокорейская Hanjin Heavy Industries и французские кораблестроители с вертолетоносцем класса Mistral. Причем Mistral от компании DCNS уже имеет преимущество: DCNS модернизирует для Индии подлодки Scorpene, имеет индийское дочернее предприятие и готова к передаче технологий.

Mistral закуплены Россией. На российских кораблях будут базироваться вертолеты Ка-29 (модификация Ка-28) и Ка-52 «Аллигатор». Но габариты Ка-29 по высоте превышают размеры западных вертолетов, так что для их размещения на Mistral требуется увеличение ангара корабля.

В то же время для размещения Ка-52 никаких изменений в конструкции вертолетоносца не требуется. «Эту машину также есть смысл предложить на индийский тендер», — считает главный редактор журнала «Вертолет».

Источник «Газеты.Ru» в оборонпроме не исключает такой заявки от «Рособоронэкспорта».

Впрочем, тактико-технические характеристики не всегда играют определяющую роль в выборе победителя. «Выигрывает предложение, от которого очень трудно отказаться», — говорит Хлебников.

Россия заинтересована в индийском рынке: он один из самых привлекательных для всех мировых экспортеров вооружений. Но давнее военно-техническое сотрудничество России и Индии уже не имеет превалирующего значения в выборе поставщика. Индия прагматична: выигрывает тот, кто предлагает лучшие условия, поясняют эксперты.

Осенью 2011 года российский Ми-28НЭ «Ночной охотник» проиграл индийский тендер на закупку ударных вертолетов американскому AH-64D Apache. Предложение от США было дороже российского: $1,4 млрд за вертолеты, но в комплект к ним шли 50 двигателей T700-GE-701D компании General Electric, более 1,35 тысячи ракет AGM-114 Hellfire (с лазерной системой наведения), 245 ракет типа Stinger, 12 радаров AN/APG-78 и прочее вооружение.

Стоимость российского предложения не раскрывалась, но, по неофициальным данным, составляла примерно $1,2 млрд. Однако Ми-28 «не прошел по техническим параметрам по итогам испытаний, проведенных в середине 2010 года; он не соответствует требованиям тендера по 20 параметрам», сообщил источник в индийском минобороны. Он же уточнил, что будет подписан контракт на 22 машины ценой в $600 млн с опционом на 22 вертолета на ту же сумму. Заключен ли этот контакт, до сих пор неизвестно. Но Макиенко уверен, что Индия купит Apache: «Из-за бюрократических процедур победитель может очень долго контрактоваться».

После поражения в тендере на ударный вертолет индийское издание Indian Defence News предложило России «не падать духом» в ожидании результатов еще одного крупного конкурса на сверхтяжелые транспортные вертолеты. Его стоимость – около $1 млрд на закупку 15 вертолетов.

Тяжелый Ми-26Т2 конкурирует с американским же CH-47F Chinook производства Boeing. Россия уже реализует крупный контракт стоимостью $1,4 млрд на поставку в Индию 80 транспортных вертолетов Ми-17-В5, заключенный в 2008 году (по данным на конец марта, поставлена 21 машина, Нью-Дели намеревается приобрести дополнительно еще 59 таких вертолетов). И эксперты считают, что Ми-26 имеет реальные шансы на победу.

В конце марта на вставке India's Defexpo 2012 представители Boeing сообщили, что летные испытания обеих машин-конкурентов завершены, результаты изучаются в военном ведомстве Индии, и Boeing уверен в победе Chinook: машина соответствует техническим требованиям, и решения по закупке вертолетов можно ждать в мае.

Россия участвует и в третьем индийском тендере – на 197 легких вертолетов разведки и наблюдения для ВВС и сухопутных войск Индии стоимостью до $3 млрд.

Российский Ка-226Т конкурирует с европейским AS550 C3 Fennec компании Eurocopter. Тендер длится в общей сложности уже 12 лет (Ка-226Т участвует в нем с 2010 года), в 2007 году объявлялось о победе европейской заявки, но затем, после коррупционного скандала в системе индийского ВТС, итоги были отменены, вновь тендер стартовал летом 2008 года.

Объявить победителя в этом тендере Индия не может уже больше года. В марте руководство консорциума Eurocopter обратилось с письмом к командующему сухопутными войсками Индии, в котором «выразило беспокойство» по поводу задержки принятия решения. «Технический процесс оценки длится уже более 38 месяцев, но результаты не объявляются по причинам, которые нам неизвестны», — говорилось в письме Eurocopter. Гендиректора консорциума Лутц Бертлинг на выставке India's Defexpo 2012 подтвердил, что ответ на письмо не получен, добавив, что предложение Eurocopter действительно только до 18 июня этого года.

Замдиректора ЦАСТ считает, что подобной попыткой давления на индийских военных Eurocopter только играет на стороне России. «В Индии тендерные процедуры крайне замедлены, если не сказать больше — парализованы, — поясняет Макиенко. – По разным причинам, и бюрократическим, и политическим». Одна из таких причин – риск коррупционных скандалов.

«Оппозиция постоянно разыгрывает коррупционную карту в военных тендерах», — уточняет эксперт.

По индийскому законодательству военные контракты требуют до 50% офсета (инвестирование доли от суммы контакта в экономику страны-импортера). «Но это нереально практически для любой сделки в военно-технической сфере. Тем более для Индии, при нынешнем развитии ее промышленности», — поясняет Макиенко.

«Индийский тендер на учебно-тренировочный самолет шел 18 лет, — добавляет эксперт. – Надо быть готовыми к тому, что в Индии любой конкурс может растянуться надолго». По предварительным оценкам, Индия готова потратить на перевооружение ВМС около $60 млрд.