Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Белорусы налетели на паритет

Россия и Белоруссия договорились по линии Москва — Минск

Алина Черноиванова 09.04.2012, 21:41
Россия и Белоруссия договорились, что каждая сторона будет выполнять по пять авиарейсов в день РИА «Новости»
Россия и Белоруссия договорились, что каждая сторона будет выполнять по пять авиарейсов в день

Спор из-за авиасообщения между Москвой и Минском разрешен. «Белавиа» для сохранения паритета придется ввести пятый рейс, несмотря на нерентабельность перевозок. Для национальной авиакомпании Белоруссии это будет испытанием, считают эксперты, но страны договорились по более масштабному вопросу — каботажным перевозкам.

Россия и Белоруссия согласовали летнее расписание авиасообщения между Москвой и Минском. В понедельник в Минске прошли переговоры вице-премьера Белоруссии Анатолия Калинина и замминистра транспорта России Валерия Окулова, в результате которых сняты «все разногласия в области пассажирских авиаперевозок», заявил вице-премьер журналистам.

В летний период на линии Минск — Москва будут осуществляться по пять рейсов с каждой стороны. Окулов уточнил: «Белорусский авиаперевозчик «Белавиа» с 27 апреля вводит дополнительно пятую частоту между Минском и Москвой».

«Белавиа» ранее летала в Москву пятью рейсами в день, сообщил в интервью «Газете.Ru» гендиректор компании Анатолий Гусаров, но несколько месяцев назад отказалась от пятого рейса, так как такое количество нерентабельно. Заполняемость кресел на московских рейсах не превышает 50%, и в авиакомпании настаивали на том, что четырех рейсов в день с обеих сторон достаточно. «Именно поэтому наша позиция твердая: не нужно увеличивать количество рейсов — давайте заполним те рейсы, что есть», — пояснял Гусаров.

Но, согласовывая летнее расписание, Росавиация и белорусский департамент по авиации утвердили на линию нового перевозчика с российской стороны — «Сибирь» (S7). При этом российские авиакомпании, осуществлявшие рейсы в зимний период, не планировали отказываться от своих частот. В частности, «Аэрофлот» уже совершает три рейса в Минск ежедневно, «ЮТэйр» — один рейс. «Белавиа» настаивала на паритете «4 на 4», и департамент по авиации Белоруссии, поддерживая позицию национального авиаперевозчика, пытался добиться сокращения рейсов с российской стороны до четырех. Переговоры переросли в конфликт, Россия заявила о возможности запрета на полеты «Белавиа» во все российские регионы, кроме Москвы.

Теперь для поддержания паритета «Белавиа» вынуждена вновь вводить пятый рейс на Москву. «Главное для авиаперевозчиков — это удобство пассажиров, и мы должны предоставить максимальную частоту рейсов для бизнес-сообщества, туристов, — пояснил вице-премьер Калинин. — Экономические вопросы вторичны».

В сентябре 2012 года Россия и Белоруссия проведут дополнительные консультации и «определят взаимовыгодные подходы в зимний период», добавил белорусский вице-премьер. «Я хотел бы, чтобы перевозчики были уверены в условиях не только на летний и зимний период, — добавил Калинин. — Надо рассмотреть политику в этой сфере на пятилетку».

Вице-премьер сообщил, что во время переговоров в понедельник в Минске достигнуты несколько сопутствующих договоренностей, в том числе по каботажным перевозкам. «В протоколе говорится о либерализации, в том числе по каботажным перевозкам», — пояснил журналистам замминистра транспорта Окулов, не вдаваясь в подробности. (Каботаж — право принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию третьего государства, а также груз и почту; считается наиболее ценной с экономической точки зрения «свободой воздуха»). Все достигнутые договоренности будут оформлены в виде дополнительного соглашения к белорусско-российскому межправительственному соглашению от 1997 года.

По мнению белорусского вице-премьера, Белоруссия и Россия могут использовать потенциал выгодного транзитного коридора в направлении стран Евросоюза.

«Минск мог бы стать хорошей точкой пересадки между Москвой и Европой, — соглашается главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт.Ru» Олег Пантелеев. — Но играть в сетевую модель и возить российских пассажиров по западноевропейским направлениям, предлагая более выгодные тарифы, чем прямые тарифы «Аэрофлота», «Белавиа» пока не готова».

Пантелеев считает, что удовлетворение заявок российских компании в полном объеме для «Белавиа» «объективно будет проблемой». Но предложение Белоруссии зафиксировать договоренность по частотам на 5 лет эксперт расценивает как возможность «дать «Белавиа» передышку для того, чтобы развить свой парк и попробовать сделать хороший системный вывоз пассажиров из России в Западную Европу».

Замгендиректора инвесткомпании «Регион» Анатолий Ходоровский не видит победителей в споре российских и белорусских авиавластей. «Борты будут летать с загрузкой в 50%, ниже нормы рентабельности, так что с коммерческой точки зрения пять рейсов в день для обеих сторон — это ничья», — пояснил он. Ходоровский добавил, что не видит потенциала для роста числа пассажиров по этому маршруту.