Airbus налетел на налог

Airbus и шесть крупнейших европейских авиакомпаний просят власти ЕС приостановить введение налога на выбросы углекислого газа

Airbus и шесть крупнейших европейских авиакомпаний просят власти ЕС приостановить введение налога на выбросы углекислого газа. Этот сбор вместе с ответными мерами, которые готовы принять против него другие страны, в том числе США, Россия и Китай, грозят европейской авиаотрасли многомиллиардными убытками и потерей тысяч рабочих мест.

Ведущие представители европейского рынка направили лидерам четырех стран Евросоюза письмо с критикой углеродного налога, сообщает AFP со ссылкой на собственный источник. Письмо подписали топ-менеджеры авиастроительной компании Airbus, крупнейших авиакомпаний — British Airways, Virgin Atlantic, Lufthansa, Air France, Air Berlin и Iberia, а также представители французской компании Safran, производящей оборудование для аэрокосмической и оборонной промышленности, и немецкой MTU.

Авторы послания предупреждают глав Великобритании, Франции, Германии и Испании об экономических последствиях введения налога на выброс парниковых газов.

Сбор за загрязнение воздуха грозит компаниям миллиардными потерями прибыли и сокращением тысяч рабочих мест, уверены представители авиаотрасли.

«Мера будет стоить тысячи рабочих мест только в Airbus и сотен мест в существующей логистической цепи», — сетует глава компании Airbus Томас Эндерс. Компании призывают европейских лидеров «добиться компромиссного решения... которое удовлетворит компании третьих стран и одновременно поддержит систему Евросоюза по торговле выбросами парниковых газов», цитирует письмо BBC.

Закон о налоге на углеродные выбросы начал действовать в странах ЕС, а также Исландии, Норвегии и Лихтенштейне с 1 января 2012 года. Предполагается, что авиакомпании, чьи самолеты летают в Европу или пролетают над ней, начнут получать счета на оплату нового сбора в 2013 году, после того как будет проведена оценка выбросов углерода за предыдущий год. Выбросы будут оплачиваться пропорционально объему перевозок.

По мнению авторов послания, ЕС следует приостановить действие системы квотирования, пока не будет принята глобальная резолюция по парниковым выбросам, поскольку установленный ЕС налог может отразиться на торговых отношениях с партнерами из стран, отказавшихся исполнять требования Евросоюза.

В прошлый вторник руководство Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) уже предупредило, что «углеродный налог» может спровоцировать торговые войны. Помимо выплаты собственно налога участникам европейского авиарынка грозят убытки со стороны их торговых партнеров. С критикой налога выступили власти почти 30 стран, включая Россию, США и Китай. Китай запретил своим авиакомпаниям платить углеродный налог и повышать цены на билеты. Кроме того, китайские власти в ответ на введение нового сбора заблокировали сделку по покупке самолетов Airbus, что может стоить компании $12 млрд.

В конце февраля в Москве прошла международная конференция, по итогам которой 29 стран подписали совместную декларацию, прописывающую механизм противодействия европейской системе торговли квотами.

Декларация предусматривает восемь возможных ответных мер, в том числе иски к Евросоюзу, запреты для национальных авиакомпаний на участие в системе торговли квотами, а также ограничения на число полетов. Также участники конференции закрепили за собой право требовать от авиакомпаний ЕС такую же информацию о выбросах, которую запрашивает ЕС у авиакомпаний-нерезидентов; оценить директивы ЕС на соответствие нормам ВТО; пересмотреть соглашения, в том числе об открытом небе; приостановить переговоры по увеличению коммерческих прав на полеты, а также рассмотреть вариант обложения авиакомпаний ЕС дополнительными сборами.

Главный недостаток системы торговли квотами на выбросы CO2 в Евросоюзе заключается в том, что она делает авиаперелеты дороже, и пассажиры предпочтут «лишний раз не летать», объяснял ранее в интервью «Газете.Ru» позицию авиаперевозчиков директор AirBaltic Мартин Гаусс.

Деньги от продажи квот идут в бюджет ЕС, и пока нет четкого понимания, как они будут потрачены на улучшение состояния окружающей среды. «Для авиакомпаний недостаток системы в том, что это не налог — это именно покупка квот на аукционе, так что перевозчики не могут точно прогнозировать свои затраты», — объяснял Гаусс.

Со своей стороны, европейские власти считают, что выплаты необходимы, а страхи возможных потерь авиакомпаний сильно преувеличены. По мнению руководства Евросоюза, перевозчики могут решить проблемы, возникающие у них с введением «углеродного налога», повысив цены на билеты всего на сумму от 4 до 24 евро.

«Европейские и американские компании, особенно летающие на дальние направления, например в Австралию и Сингапур, действительно могут пострадать от введения налога, ведь его величина сейчас зависит от дальности перелета, — считает гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак. — Но российские авиакомпании, в первую очередь лидер на европейском направлении «Аэрофлот», вряд ли получат серьезные убытки, так как их полеты в Европу обычно составляют три-четыре часа».

Сам «Аэрофлот», на который придется около 80% выплат по квотам, оценивал в октябре 2011 года свои потери только в 2012 году в 40 миллионов евро, а до 2025 года — до 800 миллионов. Второй крупный российский авиаперевозчик, работающий на европейском направлении, «Трансаэро» посчитал, что ежегодно будет терять около 3 миллионов евро.

«Вряд ли европейским авиаперевозчикам и авиастроителям удастся отменить налог, — полагает Рыбак. — Но возможна отсрочка его действия, например на год».