Домодедово очищается перед продажей

Офшор DME, владевший Домодедово, приостановил работу

Алина Черноиванова 07.02.2012, 19:22
Владельцы Домодедово изменили структуру собственности РИА «Новости»
Владельцы Домодедово изменили структуру собственности

Владельцы Домодедово изменили структуру собственности. Офшор DME Airport Limited, владевший аэропортом, приостанавливает работу, следует из материалов регистра компаний острова Мэн. Активы переводятся на Кипр: это упрощает привлечение кредита и возможную продажу аэропорта, говорят юристы и источники в инвестиционном бизнесе.

Владельцы московского аэропорта Домодедово подали ходатайство о приостановке деятельности офшора DME Airport Limited, следует из материалов правительства острова Мэн, размещенных на ведомственном сайте.

В регистре офшоров указано, что заявка на приостановку работы от DME, который ранее назывался единственным владельцем аэропорта, поступила властям 23 января 2012 года. Пока компания, зарегистрированная в Каслтауне, числится как функционирующая.

В пресс-службе Домодедово не прокомментировали это решение.

Степан Гузей, советник юридической фирмы Lidings, консультирующей иностранные компании по вопросам российского права, знает о перерегистрации структуры, владеющей Домодедово, в кипрской юрисдикции. «Решение о переводе активов с острова Мэн на Кипр было принято акционерами DME Limited еще летом 2011 года, — говорит юрист. – По времени решение совпало с первоначальным желанием акционеров провести IPO аэропорта Домодедово».

Источник, близкий кДомодедово, подтвердил факт перерегистрации, не прокоментировав причины.

DME Airport Limited была названа владельцем аэропорта Домодедово в документах, направленных на Лондонскую фондовую биржу, когда компания планировала первичное размещение акций. Заявка на IPO была подана 18 мая 2011 года. Единственным и конечным бенефициаром 100% акций DME выступал Дмитрий Каменщик, председатель совета директоров аэропорта. Но IPO было отменено.

Осенью прошлого года DME подала в российскую антимонопольную службу ходатайство о приобретении 100% голосующих акций офшора Verulia. В ноябре ФАС ответила, что ходатайство не требовалось, так как Verulia «не имеет в собственности основных производственных средств и нематериальных активов, акций хозяйственных обществ, прав в отношении коммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории России».

В январе 2012 года Verulia подала в Роспатент заявки на регистрацию товарных знаков «Домодедово. Московский аэропорт» и Domodedovo. Moscow airport.

Компания Verulia, зарегистрированная на Кипре, с 2006 года фигурировала в отчетах «Ист Лайн» как посредник в предоставлении права на использование товарных знаков Домодедово. Кипрский офшор также назывался в числе кредиторов «Ист Лайна».

Летом прошлого года Verulia была указана в ориентировке для оперативников Следственного комитета, ФСБ, МВД и Службы внешней разведки в рамках расследования уголовных дел по нарушениям в Домодедово. После январского теракта следователи искали бенефициаров аэропорта.

Перерегистрация с Мэна на Кипр нацелена на упрощение корпоративной структуры, в том числе ее «очищение»: несомненно, это связано с возможной будущей продажей аэропорта, поясняет Гузей.

Основными претендентами на аэропорт на данный момент являются совладельцы аэропорта Внуково, «Ренова» Виктора Вексельберга и группа «Сумма» Зиявудина Магомедова. Компании претендуют на контрольный пакет акций. Но потенциальных покупателей не устраивает заявленная продавцом цена — $5,5 млрд, заметил источник, близкий к консультациям.

Банки-организаторы IPO оценивали компанию, управляющую московским аэропортом, на уровне $3,5—7,5 млрд – такую оценку предложил Goldman Sachs (до 1 марта банк принимает заявки на покупку Домодедово). Претенденты на Домодедово оценивают активы не выше чем $3,5 млрд.

По словам Гузея, при перерегистрации собственности на Кипре будущий покупатель актива будет иметь больше возможностей для проведения собственной оценки и выхода с встречным предложением по реализации сделки.

«Кроме того, проведение сделки в рамках юрисдикций, связанных соглашениями об избежании двойного налогообложения (а Кипр имеет обширный список таких соглашений), может позволить решить ряд проблем, связанных с возможной излишней уплатой налога, — добавляет Гузей. – Выбор Кипра также может быть связан с тем, что его национальное законодательство предоставляет хорошие возможности для последующего структурирования актива».

«Переоформление бизнеса с одного офшора на другой используется для упрощения корпоративной структуры», — говорит источник «Газеты.Ru», знакомый с ходом переговоров о продаже Домодедово. По его мнению, это может быть сделано «в целях безопасности или повышения прозрачности для кредиторов».

Ранее Каменщик говорил, что в 2012 году планирует инвестировать в аэропорт около 18 млрд рублей (почти $600 млн). В середине января «Интерфакс» со ссылкой на источники в банковских кругах сообщил, что Домодедово может привлечь синдицированный кредит на $400–500 млн. Один из источников подчеркнул, что «сделка длится уже месяцев шесть» и пока лишь часть из участвующих банков получила одобрение кредитных комитетов.

«Ситуация простая. Аэропорт выставлен на продажу, есть несколько кандидатов. Но это дело трех-шести месяцев, а деньги им нужны сейчас. Поэтому они привлекают кредит, чтобы потом заместить его из суммы сделки», — сказал тогда источник.

Но источник в Домодедово говорил, что компания уже привлекла кредит на 165 млн евро для финансирования операционной деятельности и развитие инфраструктуры.