«Аэрофлот» приземлил «Ланта-тур»

Анонимные сотрудники «Ланта-тур» обвиняют топ-менеджера «Аэрофлота» в лоббировании интересов Sunrise Tour

Алина Черноиванова, Екатерина Брызгалова 03.02.2012, 17:05
ИТАР-ТАСС

После банкротства «Ланта-тура» началось расследование деятельности одного из топ-менеджеров «Аэрофлота» — коммерческого директора авиаперевозчика Андрея Калмыкова. Многие в туриндустрии подозревают его в лоббировании интересов холдинга Sunrise Tour, принадлежащего семье Калмыкова. «Аэрофлот» проводит собственную проверку, но пока утвердил повышение коммерческого директора до первого зама.

Совет директоров «Аэрофлота» поручил комитету по аудиту провести проверку договорных отношений с холдингом Sunrise Tour, созданным коммерческим директором авиакомпании Андреем Калмыковым (сейчас компания принадлежит его родственникам). Проверить деятельность Калмыкова «на предмет использования служебного положения в интересах бизнеса своих родственников» в официальном запросе генпрокурору просит и депутат Госдумы Алексей Корниенко.

Калмыков в течение 10 лет возглавлял Sunrise Tour, в 2008 году стал советником министра транспорта (был также членом ревизионной комиссии «Аэрофлота»), а весной 2010-го назначен замгендиректора «Аэрофлота» по коммерции.

В туриндустрии переход Калмыкова в «Аэрофлот» изначально восприняли с опаской, предполагая, что его связи с Sunrise Tour не смогут не повлиять на деятельность компании в отношениях с туроператорами. В прессу неоднократно просачивалась информация, что Калмыков лоббирует интересы Sunrise Tour.

В частности, по итогам электронных торгов 2010 года «Аэрофлота» выигрышные лоты по самому популярному направлению Москва — Анталья достались Sunrise Tour и Pegas Touristik. В конце 2010 года в СМИ попало письмо от гендиректора компании Tez Tour Владимира Каганера помощнику президента Аркадию Дворковичу с претензиями к перевозчику, в котором Каганер говорил об ухудшении сотрудничества «Аэрофлота» с туроператорами. «Аэрофлот» провел внутреннюю проверку и не обнаружил нарушений, изложенных в письме, но отношения Tez Tour с «Аэрофлотом» выровнялись. Сейчас компания входит в тройку крупнейших партнеров перевозчика на туристичеком рынке.

После банкротства «Ланта-тура» на рынке заговорили о том, что «Аэрофлот» во многом причастен к этому. На форуме tourdom.ru анонимный автор назвал Калмыкова «могильщиком туроператора»: якобы «еще 13 января задолженность «Ланты» перед «Аэрофлотом» составляла 45 млн рублей при банковской гарантии в 27 млн. Калмыков знал об этом и посулил загнанному в угол руководству «Ланты» билетов еще на 16 млн рублей под вероятные гарантии Мастер-банка продлить кредитную линию туроператора». Банк денег не дал.

В «Аэрофлоте» отвергли обвинения, заявив, что «начиная с середины декабря 2011 года долг компании перед «Аэрофлотом» систематически возрастал, несмотря на заверения руководства туроператора о скором его погашении». Перевозчик подтвердил, что, по данным на 13 января, долг «Ланта-тура» составлял 46 млн рублей, но компания «не была отключена от системы бронирования, так как руководство «Ланта-тура» обещало погасить задолженность до 23 января путем получения кредита в коммерческом банке». Но 23 января «Ланта-тур» не только не погасил долг, но и нарастил его до 63 млн рублей, заявили в «Аэрофлоте».

При этом в компании обратили внимание, что для «Ланта-тура» это была обычная история: «за прошедшие 36 отчетных декад задолженность наблюдалась по результатам 33 декад», пояснил перевозчик.

1 февраля в интернете появилось открытое письмо от группы бывших работников туроператора «Ланта-тур вояж» премьер-министру Владимиру Путину и руководству «Аэрофлота».

Не подписавшиеся авторы обращения просят дать оценку «крайне нездоровой и острой ситуации», сложившейся в «Аэрофлоте». Ссылаясь на публикации в различных СМИ, авторы «прямо заявляют, что в приостановлении работы «Ланта-тур вояж», да и «Капитал-Тура» виноват А. Калмыков», который «манипулировал своим правом отключать туроператоров от системы бронирования» в интересах компании Sunrise Tour.

Представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина в пятницу заявила, что с появлением Калмыкова «Аэрофлот» действительно перестал выставлять на открытые электронные торги направления, которые интересны туроператорам, — Анталью, Египет, Таиланд, ОАЭ, Бали, Будапешт, Вену, Карловы Вары.

«Дефицитная перевозка распределяется по желанию Калмыкова, — сообщила Тюрина. — А блочникам предлагаются Амстердам, Брюссель, Дрезден, Краков, куда устойчивого туристического спроса нет».

«Например, в сентябре прошлого года минимум 8 из 14 выставленных зимних направлений туроператорам были просто не нужны», — цитирует Тюрину «Интерфакс». Пресс-секретарь РТС добавила: от рынка невозможно скрыть, что не выставленные на торги места в Анталью оказываются сосредоточены в руках компании Sunrise Tour, причем на $100 дешевле, чем готовы были купить другие туроператоры.

В Федеральную антимонопольную службу жалоб на деятельность «Аэрофлота» в отношении туроператоров пока не поступало, говорит начальник управления транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг.

Ранее президент Дмитрий Медведев поручил принять «меры, направленные на недопущение участия аффилированных лиц в договорах, заключаемых госкорпорациями и госкомпаниями, а также акционерными обществами, где государство имеет блокирующий пакет».

В декабре прошлого года премьер Владимир Путин уличил нескольких руководителей энергокомпаний в коррупции. «Установлены неединичные случаи, когда энергетические комплексы целых регионов оказываются подконтрольны просто семейным кланам», — сообщил он.

«Все главы энергетических компаний, которых раскритиковал Путин, покинули свои посты, — напоминает в официальном запросе генпрокурору депутат Госдумы Алексей Корниекнко. — Должностей лишились руководители холдинга МРСК, МЭС Урала, ФСК и других компаний. При этом с момента выступления председателя правительства РФ не прошло и недели».

«Очевидно, что коммерческий директор «Аэрофлота» Андрей Калмыков, курируя электронные торги с участием компаний своих ближайших родственников, с точки зрения статьи 82 Федерального закона «Об акционерных обществах» был явно лицом заинтересованным», — обратил внимание депутат.

Тем не менее 2 февраля совет директоров «Аэрофлота», несмотря на обвинения в прессе, счел возможным расширить полномочия Калмыкова, назначив его первым замом по операционной и коммерческой деятельности.

От дополнительных комментариев в компании воздерживаются.