Владелец крупнейшей в мире соцсети, компания Facebook планирует провести первичное размещение акций во втором квартале следующего года, сообщает The Wall Street Journal. В ходе IPO она намерена привлечь около $10 млрд, говорят источники издания. А сама компания может быть оценена в более чем $100 млрд, то есть в два раза выше, чем такие гиганты, как Hewlett-Packard Co. или 3M.
Сама корпорация не раскрывает планы и время проведения IPO. «Мы не будем участвовать в спекуляциях на тему IPO», — заявил представитель Facebook Ларри Ю. Сооснователь и совладелец Facebook Марк Цукерберг неоднократно заявлял, что компания не торопится выходить на биржу. Член совета директоров компании Питер Тиел, говоря «от лица всех инвесторов Facebook», в прошлом году уверял, что IPO ждет сеть не раньше конца 2012 года. «С появлением акций компании на бирже лучше не спешить, мы хотим, как Google, как можно дольше оставаться частной компанией», — объяснял он позицию совладельцев сети.
Размещение Facebook — одно из самых ожидаемых событий на рынке в течение нескольких лет.
Аудитория Facebook насчитывает более 800 млн человек, 500 млн пользователей заходят в сеть ежедневно. После январской сделки, когда компания сообщила о продаже пакета акций за $1,5 млрд ряду инвесторов, Facebook была оценена в $50 млрд. Представители инвестфонда General Atlantic после покупки ими в марте 0,1% соцсети оценивали Facebook уже в $65 млрд. А на одном из мартовских аукционов на альтернативной бирже SharesPost акции сети продавались по $34 доллара за штуку, что позволяет оценить всю компанию в $85 млрд.
По данным источника The Financial Times, доходы компании оцениваются примерно в $2 млрд в год. По сведениям Reuters, доход Facebook в первой половине 2011 года вырос с $800 млн годом ранее до $1,6 млрд, чистая прибыль составила $500 млн. Официально компания не разглашает свои финансовые показатели.
Facebook хочет извлечь выгоду из высокого спроса на публичное размещение акций социальных сетей, говорит основателя IPOX Schuster LLC Йозеф Шустер.
«Очевидно, что оценка невероятна. Они осознают свои возможности и хотят реализовать их скорее раньше, чем позже»,
— цитирует его Bloomberg. История знает лишь 13 IPO, в ходе которых было привлечено более $10 млрд, отмечает Dealogic. Из них три были проведены американскими компаниями: в 2000 году AT&T Wireless Services Inc. приалекла $10,6 млрд, в 2008-м Visa Inc. получила $19,7 млрд, в 2010-м General Motors Co. привлекла $18,1 млрд.
По словам Эрика Фенга, экс-партнера венчурной компании Kleiner Perkins Caufield & Byers, управляющей сейчас соцсетью Еrly.com, привлеченные от IPO средства позволят Facebook совершать больше сделок или развивать собственные новые проекты, например смартфон или нетбук.
От результатов размещения Facebook зависят последующие инвестиции в интернет-компании, но момент выбран не слишком удачно, говорят эксперты: в последнее время инвесторы задаются вопросом о справедливости рыночной оценки интернет-компаний. В 2011 году IPO уже провели деловая социальная сеть LinkedIn, скидочный сервис Groupon и онлайн-радио Pandora. Но акции этих компаний после сверхудачного размещения заметно просели в цене, бумаги Groupon уже опустились ниже размещения.
Впрочем, вне зависимости от решения о проведении IPO к апрелю Facebook должна будет опубликовать финансовую отчетность, поскольку до конца года количество акционеров компании превысит 500, — это требование комиссии по ценным бумагам и биржам ко всем компаниям. Это значимый повод для привлечения средств, констатируют источники WSJ.