Пенсионный советник

«Яндекс» заплатил за откровенность

Встреча совладельца «Яндекса» Аркадия Воложа с хедж-фондами закончилась падением котировок

Анастасия Матвеева 29.09.2011, 13:01
Молчание гендиректора «Яндекса» Аркадия Воложа обошлось бы компании гораздо дешевле ИТАР-ТАСС
Молчание гендиректора «Яндекса» Аркадия Воложа обошлось бы компании гораздо дешевле

Встреча совладельца «Яндекса» Аркадия Воложа с хедж-фондами закончилась падением котировок акций интернет-компании на 13%. Участники рынка нервно восприняли откровенность топ-менеджера о сокращении доли рынка накануне публикации отчетности. «Яндекс» вернет утраченные позиции, уверены эксперты, но компании следует поработать над качеством коммуникаций.

Акции российского интернет-концерна «Яндекс» на американской бирже Nasdaq 28 сентября упали на 13,13%. Стоимость ценной бумаги составила по итогам торгов $22,9, опустившись ниже цены размещения в мае этого года — тогда одна акция стоила $25.

«Это урок, который нужно вынести от общения с хедж-фондами», — отмечает аналитик американского финансового издания Barron's Тирнан Рэй.

По неофициальной информации, банк Goldman Sachs организовал встречу с менеджментом «Яндекса» представителей четырех-пяти хедж-фондов. «Некоторые вещи, обсуждавшиеся на встрече, были восприняты хедж-фондами неправильно», — отмечает Рэй в своем блоге.

«Хотя мы не знаем точных причин такого падения, одним из объяснений может быть встреча с группой хедж-фондов, которую мы провели ранее в нашем офисе, — говорится в сообщении «Яндекса» для инвесторов. — В ходе мероприятия инвесторы задавали вопросы о причинах снижения доли российского поиска, ссылаясь на показатели Liveinternet. Ответ генерального директора Аркадия Воложа, как обычно откровенный и прямой, возможно, был истолкован как чересчур мрачный и пессимистичный».

По данным Liveinternet, доля «Яндекса» на российском рынке инетрнет-поиска снизилась с 63% в августе до 61,4% 26 сентября, признает компания. «Трудно сказать, чем вызваны такие изменения. Часто это связано с запуском новых функций поиска или нового механизма распределения», — объясняет «Яндекс».

Одной из причиной снижения доли «Яндекса» на российском рынке могут быть улучшающиеся показатели Google и его браузера Chrome. Доля Google на российском рынке выросла с 23,7% в августе до 25,1% на конец сентября.

«Несмотря на проблемы с долей поиска, мы с оптимизмом смотрим в будущее. Мы также хотели бы отметить, что Liveinternet.ru является важным, но не единственным измерителем качества поиска и что компания в прошлом имела опыт решения аналогичных проблем (2007—2008 год)», — говорят в компании.

«Яндекс» подтвердил финансовый прогноз (выручка в рублях в 2011 году вырастет на 55—60% по сравнению с 2010 годом) и оценку капитальных вложений на 2011 год в размере до 6,3 млрд рублей.

Источник в интернет-индустрии говорит о наложенном эффекте финансового кризиса. Накануне акции интернет-компаний снижались, в том числе китайской Baidu.

29 сентября в 9.42 по московскому времени акции «Яндекс» на бирже Nasdaq поднялись на 0,87%, до $23,1, капитализация компании составила $8,51 млрд.

На прошлой неделе представитель Jefferies & Co. Дэвид Рейнольдс рекомендовал покупать акции инетрнет-корпорации, оценив их в $40 за ценную бумагу. По его мнению, падение акций отразится на финансовых результатах «Яндекса» за третий квартал, которые компания опубликует в конце сентября. Но аналитическая команда Deutsche Bank не видит риска для финансового состояния компании.

Чтобы оказать влияние, тенденция сокращения доли должна продолжаться 3—6 месяцев, пишут эксперты банка.

«Но для такой технологически развитой и имеющей хороший бизнес компании, как «Яндекс», необходимо развитие с точки зрения того, как представлять себя миру, — сетует Рейнольдс: —

Встречаться с менеджментом хедж-фондов за три дня до конца квартала просто наивно».

«Данные Liveinternet — это данные любительского проекта, которые не имеют ведущего статуса, — говорит Леонид Делицын из «Финама». — Он меряет долю кликов по ссылкам: сервис не знает, пришли на сайт или нет, пока посетитель не кликнул какую-либо ссылку».

Показатель не имеет никакого значения, но «инвесторы не любят научности и обоснованности», сторонником которых является «Яндекс».

На настроение инвесторов влияет и падение мировой экономики, ситуация в Греции и США и снижение курса рубля к доллару.

Падение акций — случайное колебание, а компания, которая уже много раз возвращала утраченную долю рынка, сможет сделать это снова, уверен Делицын. «Было время, когда Google на Украине практически сместил «Яндекс», но даже тогда «Яндекс» показал, что умеет бороться за долю рынка», — напоминает эксперт.

Текущие оценки акций «Яндекса» интересны для тех, кто видит долгосрочные перспективы компании, уверен Делицын. Deutsche Bank тоже рекомендует покупать бумаги.

«Браузер Chrome с поиском Google может быть одним из факторов снижения доли «Яндекс», — добавляет аналитик ФК «Открытие» Александр Венгранович. Кроме того, конкурент «Яндекс» последнее время большое значение уделяет рекламе.