Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Против живопырок

Правительство готово закрыть больше 100 авиакомпаний

Рустем Фаляхов, Анастасия Матвеева 16.08.2011, 17:17
Thinkstock/Fotobank.ru

Серия авиа- и речных катастроф изменит условия работы компаний-пассажироперевозчиков России. Набор правительственных законопроектов, которые могут быть внесены в течение ближайших дней, может в 10 раз сократить число авиакомпаний в стране.

Правительство ужесточает правила пассажирских перевозок, в первую очередь авиатранспортом.

К регулярным магистральным авирейсам — дальностью более 1500 км — будут допущены только авиакомпании, которые имеют парк из 20 судов и более, сообщил источник в Росавиации и подтвердил собеседник к аппарате правительства. На перевозчиков, выполняющих рейсы между соседними регионами, требования не распространятся.

Причиной поправок высокопоставленный чиновник правительства назвал «самолетопад» бортов малых авиакомпаний, случившийся в 2011 году.

Соответствующие поправки готовы и будут внесены в Воздушный кодекс в рамках пакета законопроектов, регулирующих развитие всей транспортной отрасли. Пакет объединяет поправки в Воздушный и Водный кодексы (изменятся нормы надзора за речными судами и портами), а также закон о материальной ответственности перевозчиков в случае катастроф, который был принят Госдумой в первом чтении, но с тех пор лежит без движения.

Президиум правительства может обсудить поправки 23 августа, знает чиновник Минстранса.

По словам источника, воздушные суда в парках авиакомпаний после вступления поправок в силу будут взаимозаменяемы – по вместимости пассажиров и возможности осуществлять дальние перелеты.

«Взаимозаменямость означает однотипность 20 самолетов. Если один самолет оказывается неисправен, у авиаперевозчика должно быть еще 19 таких же», — пояснили в Росавиации.

Авиакомпании, не отвечающие этому требованию, чиновники предлагают перевести в категорию чартерных.

«Все последние катастрофы происходили только с авиакомпаниями, парк которых от 2 до 5 самолетов. После этих ситуаций удалось убедить Минтранс, что необходимо ввести поправки в Воздушный кодекс, — объясняет источник на рынке авиаперевозок, добавляя, — это неправильно. Летать ты можешь – со своей семьей, с друзьями. Но продавать билеты и возить людей – это другая история».

Авиакомпания, имеющая несколько, как правило, не новых самолетов, не способна выполнять современные требования безопасности — поддерживать летную годность парка, вести подготовку персонала, утверждает источник

Ранее запретить авиаперевозчикам с небольшим парком самолетов осуществлять регулярные пассажирские рейсы предлагал вице-премьер Сергей Иванов. 9 августа Иванов заявлял, что «на рынке пассажирских перевозок не должны работать компании, у которых «меньше 2–4–6 самолетов». Он назвал такие компании «живопырками».

«Компании-живопырки не в состоянии заменить самолет — они будут использовать его до последнего, пока он не упадет», — сказал Иванов. По его подсчетам, «98% пассажиров перевозятся десятью компаниями, остальные 2% — 120 компаниями». Всего в России зарегистрировано 139 авиакомпаний.

В Минтрансе «Газете.Ru» подтвердили, что поправки «находятся в стадии проработки». «С участниками рынка эти поправки будут обсуждаться, в частности, на МАКСе», — сообщил руководитель пресс-службы Минтранса Тимур Хикматов.

В Росавиации поддерживают ужесточение.

Нововведение необходимо для того, чтобы на рынке регулярных авиаперевозок остались только надежные компании, а не те, что допускали аварии или финансово нестабильны, как, например, громко обанкротившаяся недавно фирма «Континент», — пояснил «Газете.Ru» представитель Росавиации. Он считает, что региональные перевозчики не пострадают.

Новым требованиям будут отвечать около 15 авиакомпаний, считают в Росавиации. Источник в аппарате правительства называет то же число. Сейчас в «Перечне эксплуатантов, выполняющих основной объем пассажирских перевозок», составленном Росавиацией, числятся 35 авиакомпаний.

Если ввести формальное требование о минимальном наборе воздушных судов в количестве двадцати, то соответствовать ему будут всего 12 авиакомпаний.

Лидеры рынка (вместе с вертолетами и малыми самолетами) – 4 авиакомпании: «Аэрофлот» (89 воздушных судов), «Газпром авиа» (111 судов), «Трансаэро» (67 судов) и «Ютэйр» (257). У S7 31 судно. У авиакомпании «Ямал» ровно 20 судов. Всего одного-двух самолетов не хватает до нормы у «Нордавиа — Региональные авиалинии» и «Когалымавиа».

Не проходят по этому критерию компании, позиционирующие себя как low-cost перевозчики, — «Авианова» и Sky Express.

Норма в 20 самолетов спровоцирует консолидацию рынка. «Крупным авиакомпаниям не выгодны не только региональные, но даже межрегиональные рейсы: пассажиропоток между малыми городами небольшой», — сетует представитель профильного ведомства. «Самолеты у небольших авиакомпаний действительно, как правило, не новые. Их ремонт затратен. Кроме того, Росавиация требует дооборудовать все самолеты системой предупреждения столкновения с землей (ее стоимость 1,5 млн рублей) и спутниковой навигацией. Это огромные деньги для мелких авиаперевозчиков», — говорит он.

Сергей Легетский из авиакомпании «Полет» называет «транспортный пакет» «прямым ударом по антимонопольному законодательству и выдавливанием малых компаний с рынка».

«Это скажется на ценах», — предупреждает он. В Федеральной антимонопольной службе затруднились оперативно предоставить комментарий.