Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Топливо топит авиакомпании

Квартальные доходы авиакомпаний упадут на 64%, до $1,05 млрд

Анастасия Матвеева 04.08.2011, 15:40
ИТАР-ТАСС

Впервые за два года ежеквартальные доходы авиакомпаний снизятся более чем в два раза, прогнозирует IATA. Виной всему дорожающее авиатопливо и снижение потребительского спроса. Это приведет к банкротствам среди авиаперевозчиков. В России первыми под удар попадут небольшие региональные авиакомпании, предупреждают эксперты.

Впервые за два года квартальные доходы авиаиндустрии снизятся, прогнозирует Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Ожидается, что по итогам апреля — июня 2011 года прибыль отрасли снизится на 64% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — с $2,89 млрд до $1,05 млрд.

Это предварительные данные по 16 авиакомпаниям. Так, прибыль второго крупнейшего американского авиаперевозчика Delta Air Lines во втором квартале составила $366 млн, что на 44% ниже прогноза аналитиков, сообщает Bloomberg. Французская Air France-KLM Group опубликовала данные об операционных убытках в размере 145 млн евро ($207 млн), хотя аналитики ожидали прибыль. В целом европейские перевозчики показали рост прибыли, но лишь благодаря низкой базе прошлого года: прибыль региона в прошлом году пострадала из-за последствий извержения вулкана в Исландии, объясняют в IATA. Показатели компаний Североамериканского, Латиноамериканского и Азиатско-Тихоокеанского регионов падают. «Пока рано делать конкретные выводы, но азиатские авиакомпании испытывают наибольшее давление», — констатируют в агентстве.

В июне IATA уже понизила годовой прогноз по прибыли авиакомпаний до $4 млрд против $8,4 млрд, объявленных в марте. В прошлом году чистая прибыль авиакомпаний составила $18 млрд.

Увеличить прибыль не помог даже рост объема перевозок на 4–5%. На доходы компаний давит дорожающий авиакеросин. В июне рекомендованная цена за баррель авиатоплива составляла $110, но средняя цена североморский Brent достигала $130 за баррель, сообщило ведомство. Причиной стали опасения по поводу поставок, частично вызванные непрекращающейся войной в Ливии. На закупку топлива приходится около 30% расходов авиакомпаний. «Весь авиационный сектор находится под давлением, — говорит аналитик Bloxham Securities Джо Гилл. — Авиакомпании являются массовыми потребителями топлива».

На авиаперевозчиков также давит сниженный потребительский спрос, что может ухудшить финансовые показатели третьего квартала. Так, в IATA не исключают снижение объемов бизнес-поездок, которые являются одним из основных факторов поддержки перевозок за счет более дорогих билетов. По словам исполнительного директора Ryanair Holdings Plc. Майкла О'Лири,

рост цен на топливо и снижение потребительского доверия могут ускорить темпы консолидации в отрасли:

«В европейском секторе авиаперевозок станет больше банкротств и объединений», — цитирует Bloomberg главу Ryanair.

«На российский авиарынок также влияют мировые цены на нефть», — говорит глава аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Топливо в России дорожает быстрее, чем в мире, примерно на 10%», — говорит генеральный директор агентства Infomost Борис Рыбак. По словам главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, авиатопливо «дорожает в самый неподходящий момент»: так, с начала августа оно подорожало на 5–10%, и это «в пиковый сезон», а билеты были проданы раньше, по старым ценам, без учета новой цены на топливо. В результате рентабельность компаний снизится, говорит Гусаров. Сейчас этот показатель находится на очень низком уровне — «1,5–2%, максимум 3%», когда перевозчики работают больше в убыток, напоминает Рыбак.

Основной удар придется на небольшие российские авиакомпании, которые осуществляют перевозки по внутренним рейсам и используют больше советские самолеты, у которых расход топлива в два раза выше,

говорит Гусаров. «Рост цен приведет к тому, что с рынка начнут уходить авиакомпании, что приведет к банкротствам и уходу с рынка небольших компаний из-за снижения рентабельности», — констатирует эксперт.