«Роснефть» рассматривает американскую ExxonMobil в качестве наиболее привлекательного партнера по проекту Вал Шатского в Черном море, сказал глава компании Эдуард Худайнатов в пятницу, 8 июля. И добавил, что желание работать на Вале Шатского выразила и французская Total.
Прежним партнером «Роснефти» по проекту Вала Шатского была американская Chevron, соглашение с которой было подписано в прошлом году. Chevron была готова финансировать геологоразведку, что, по оценкам экспертов, должно было обойтись примерно в $1 млрд. Общие инвестиции в проект оцениваются в $32 млрд.
Но Chevron решила выйти из проекта, посчитав его недостаточно рентабельным.
«Наши геологи разошлись в оценках (запасов Вала Шатского — «Газета.Ru»)», — напомнил Худайнатов. Ранее отраслевые эксперты указывали, что компании не сошлись во мнениях по выбору подрядчика проекта, месторасположения СП и юрисдикции возможных арбитражных разбирательств в случае споров.
Вал Шатского располагается в восточной части акватории Черного моря. Площадь участка составляет 8,6 тысяч квадратных километров. По данным «Роснефти», на участке выявлено 5 потенциальных нефтеносных структур. Ресурсы Вала Шатского оцениваются в 860 млн тонн нефти, но эти цифры основаны на результатах предварительной сейсморазведки. Ранее сообщалось о запасах объемом лишь 97 млн тонн. Бурение первой поисковой скважины запланировано на конец 2011 года.
«Вместо Chevron хотят несколько компаний, российских и иностранных, в том числе ExxonMobil», — сказал Худайнатов. В ExxonMobil не смогли оперативно прокомментировать заявление главы «Роснефти». В Total отказались от комментариев. У Exxon уже есть проект в Черном море: в январе компания подписала с «Роснефтью» соглашение по геологоразведке Туапсинского прогиба (по предварительным оценкам, запасы составляют около 1 млрд тонн нефти).
«Роснефти» нужен инвестор, который оплатит ей геологоразведочные работы, разделив тем самым финансовые риски, считают эксперты.
«Краеугольный камень таких проектов – это оценка рисков, в первую очередь, удастся или не удастся обнаружить коммерческие запасы углеводородов, — комментирует аналитик Банка Москвы Денис Борисов. — Этот проект венчурный, как и любой проект по шельфу». По словам Борисова, Exxon и Total оказались больше склонны к риску, чем Chevron. «Легких запасов нефти с каждом годом становится все меньше, поэтому международные мейджоры инвестируют в такие проекты, — отмечает эксперт. — Как правило, они реализуются на паритетных началах, создаются консорциумы. Для «Роснефти», безусловно, участие западных компаний очень хорошо, поскольку есть необходимые вложения на первоначальном этапе и возможность диверсифицировать риски». «Роснефть» могла вынести урок из ухода Chevron и изменить условия участия в проекте, не исключает Борисов.
Партнерство с крупнейшей российской нефтяной компанией интересно любому иностранному инвестору вне зависимости от условий, говорит аналитик ФГ БКС Андрей Полищук.
«Западные нефтяные компании рассчитывают на стратегическое партнерство, которое позволит им принять участие в других проектах в будущем»,
— поясняет Полищук. По его словам, Черное море считается перспективным регионом: здесь с шельфовых месторождений добывать нефть дешевле, чем, например, на Каспии.