В Москве на всех вокзалах приостановлена продажа билетов на поезда дальнего следования, сообщили «Газете.Ru» в единой справочной «Российских железных дорог» (РЖД). «Это связано с обновлением базы данных. Произошел технический сбой. Приносим извинения за доставленные неудобства», — пояснила оператор справочной. Точных сроков по восстановлению работы системы пока нет. «Попробуйте позвонить позднее», — добавили в РЖД.
В пресс-центре Московской железной дороги сообщили, что в 4.07 по московскому времени «в результате несогласованного отключения филиалом «МОЭСК» двух фидеров, подающих электроэнергию в Московский информационно-вычислительный центр Московской железной дороги, произошло отключение ИВЦ от внешних источников питания».
«В результате с 6 часов до 8.50 на всех направлениях МЖД было невозможно оформлять установленным порядком билеты на поезда дальнего следования, межобластные экспрессы и продавать льготным категориям граждан проездные документы на пригородные электропоезда.
В связи с нештатной ситуацией московскими железнодорожниками совместно с компанией-перевозчиком ОАО «ЦППК» был обеспечен беспрепятственный проход пассажиров через турникетные комплексы к пригородным электропоездам. Для тех, кто не смог приобрести билеты в кассах, производилась продажа проездных документов непосредственно в вагонах по тарифу без взимания дополнительной платы», — говорят в пресс-службе МЖД.
На площади Киевского Вокзала о неполадках объявляли по громкой связи. «По техническим причинам приостановлена продажа билетов по всем направлениям в кассах вокзала», — говорили в администрации вокзала. Очереди в каждое кассовое окно были по 10—15 человек.
Около 9.00 по московскому времени администратор зала уверяла, что все кассы заработали, можно вставать в любую. Очередное объявление о неполадках в системе и остановке продаж она объяснила тем, что «так работает программа». «Продажа открыта», — подчеркнула она.
После 9.00 сотрудники касс принимали заказы на билеты и выдавали проездные документы, убедился корреспондент «Газеты.Ru». «Кассы открылись в 8 утра. Но билет купить было невозможно, не работала система. Продажа началась через 40 минут. Всего 10 минут как продают», — рассказали в очереди.
Один из сотрудников кассового зала подтвердил, что билеты не продавались порядка 40 минут. Почему произошел сбой, он не смог объяснить. «Нас не информируют», — отметил он.
К 10.30 по московскому времени в РЖД сказали, что продажи возобновлены на всех вокзалах, но сбои в единой информационной системе продолжаются: справочная служба не может предоставить информацию об отправлении поездов, наличии мест и ценах на билеты.
Пассажир может требовать компенсацию за простой в работе касс, если докажет отсутствие возможности купить билет в нужный период и наличие ущерба. «Нужно зафиксировать отказ по обращению за продажей билетов в письменном виде. Пассажир письменно обращается с требованием продать билет, ему также отвечают, что продать билет невозможно. Другой вариант — найти свидетелей, которые подтвердят, что он безуспешно пытался купить билет», — говорит глава Международной конфедерации потребителей Дмитрий Янин.
Вероятность того, что пассажиры будут обращаться за компенсацией, минимальна. «Борьба в таком случае не характерна для любой страны, не только России. Но многое зависит от того, как долго продлится сбой. Если не более двух часов, то ситуация разрешится спокойно», — считает Дмитрий Янин.
В интересах РЖД как можно скорее устранить неполадки. По оценкам Дмитрия Янина, порядка 10% пассажиров, отъезжающих в города, находящиеся в радиусе менее 1 тыс. км от Москвы, покупают билеты накануне отхода поезда. «Если им нужно уехать, они уедут, заплатив проводникам. Оборот наличных без учета интересов РЖД вырастет», — считает Янин.