Прибыль всех авиакомпаний мира по итогам 2010 года составит $8,9 млрд, сообщила Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Еще в марте ее эксперты прогнозировали убытки авиакомпаний по итогам 2010 года в размере $2,8 млрд. В июне прогноз был пересмотрен в положительную сторону: ассоциация предрекала прибыль в размере $2,5 млрд.
«Это новое значительное улучшение (прогноза на 2010 год), гораздо больше ожиданий. Но я бы сказал, что не время для пышных торжеств, давайте просто устроим хорошую вечеринку», — радуется исполнительный директор IATA Джованни Бизиньяни. В прошлом году, который считается самым провальным в истории мировых авиаперевозок, совокупный убыток перевозчиков составил $9,4 млрд.
IATA отмечает, что
наибольший рост имеет место в Азиатско-Тихоокеанском регионе, компании которого заработают $5,2 млрд в текущем году.
В Европе, по ожиданиям ассоциации, авиасектор останется убыточным: европейским перевозчикам пришлось бороться не только с собственно кризисом, но и с последствиями извержения вулкана Эйяфьядлаёкюдль весной этого года. Однако чистый убыток составит $1,3 млрд, а не $2,8 млрд, как говорилось в прогнозе за июнь.
Столь динамичное улучшение состояния отрасли обеспечивается в первую очередь увеличением спроса. Согласно прогнозу, по итогам 2010 года он вырастет на 11%, в результате чего объем перевозок на 3—4% превысит даже докризисные показатели.
Повышение спроса позволяет авиакомпаниям увеличивать и цены на билеты. В основном в высоких классах. За первые семь месяцев 2010 года стоимость билетов премиум-класса, по данным IATA, выросла на 8%. В дальнейшем рост прибыли будет происходить за счет расширения направлений и также увеличения стоимости перевозок, предрекают эксперты.
Рост российских авиаперевозок в этом году вообще можно называть одним из самых существенных в мире — 30,9% за первое полугодие. Впрочем, в кризис российский авиарынок был лидером падения:
по итогам самого тяжелого для авиакомпаний первого полугодия 2009 года он упал более чем на 20%. «Если учесть, что в нормальном финансовом состоянии у нас находятся только пять ведущих перевозчиков, а авиакомпании второго эшелона стагнируют и некоторые из них даже являются кандидатами на вылет, хорошо будет, если по итогам 2010 года будет перевезено чуть больше пассажиров, чем в докризисное время (в 2007 году было перевезено 45 млн пассажиров)», — говорит главный редактор отраслевого агентства Avia.Ru Роман Гусаров.
А вот рост цен на российских авиалиниях пока отстает от общемирового, хотя авиакомпании «подводят цены к докризисному уровню», говорит Гусаров. Ведь в прошлом году им пришлось их существенно снижать и даже летать в убыток. Цены сдерживает и то, что в этом году стоимость керосина ниже, чем в докризисный период.
Риск раскрутки маховика цен велик. «Сейчас российские авиакомпании будут преодолевать порог рентабельности и попытаются выжать из высокого спроса максимум.
В такой ситуации застраховаться от разгона цен можно, только если на одном направлении летало бы по 5—6 перевозчиков, а не по два, как во многих случаях сейчас, — говорит Гусаров. — Но, к сожалению, Минтранс взял курс на усиление позиций «Аэрофлота». Например, под крыло этой авиакомпании отдают свои авиактивы «Ростехнологии». Такое внимание к перевозчику наверняка приведет к бесконтрольному росту цен».