«В рамках работы с нашими украинскими коллегами мы рассматриваем вопрос по интеграции двух крупных украинских предприятий — «Заря-Машпроект» и феодосийского завода «Море», — сообщил на встрече с Владимиром Путиным глава ОСК Роман Троценко. «Заря-Машпроект» — «очень сильный завод по производству судовых турбин, который может производить также газовые турбины, а завод «Море» — большое предприятие по производству судов из легких сплавов, из алюминия», пояснил Троценко. Оба — государственные предприятия Украины. «Они сейчас испытывают затруднения с загрузкой, и при интеграции их в ОСК мы могли бы решить вопрос», — добавил он.
«Мы договаривались с партнерами, что эти вопросы будут проработаны, возьмите их под самый серьезный контроль», — потребовал Путин.
«Да что под контроль — надо принимать прямое участие в проработке этих вопросов по объединению предприятий там, где есть заинтересованность с обеих сторон», — добавил российский премьер.
В экономической целесообразности сделки эксперты сомневаются. По словам эксперта по судостроению Infranews Алексея Безбородова, оба завода ничего особенного не производят и прямой зависимости российского судостроения от них нет. «Более того, у этих заводов нет ни патентов, ни технологий, ни менеджмента, ни заказов. Там бизнеса как такого нет, — говорит Безбородов. — Поэтому нет и суммы сделки». По мнению эксперта, чиновники после черноморско-газового потепления вошли в «объединительный раж»: нашли то, что не входит ни в одну крупную украинскую корпорацию, и положили на стол Путину. «Лучше бы Троценко занялся судоремонтными заводами, которые принадлежат Черноморскому флоту России и находятся в Севастополе», — негодует эксперт.
Действительно,
единственное предприятие Украины, специализирующееся на военном судостроении, завод «Море» на протяжении последних трех лет находится в состоянии банкротства.
Завод задолжал не только кредиторам, но и своим сотрудникам, многим из которых пришлось уволиться. Дела «Заря-Машпроекта» идут несколько лучше. Компании удается держаться на плаву за счет диверсификации: помимо судостроительных проектов компания имеет российские заказы на поставку двигателей в 2010—2011 годах для компрессорной станции Бованенковская (п-ов Ямал) по проекту «Северный поток».
Впрочем, на Украине к этим судостроительным активам относятся с трепетом. Обсуждение приватизации завода «Море» идет с 2006 года, но общественное мнение против этого. Но и вхождение в ОСК — не выход, уверен Безбородов: «Даже из российских заводов, попавших в ОСК, никто толком ничего не получил».
Тем не менее перспектива создания производственного плацдарма на Черноморском побережье крайне важна: это позволит серьезно усилить военный судостроительный потенциал России в этом регионе,
говорит эксперт центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. На существующих российских базах строить мощный производственный комплекс крайне сложно, проблема в рельефе местности, добавляет он.
Новые судостроительные активы могут стать и инструментом геополитического воздействия. «Активная промышленная интеграция в российский ВПК и судостроение полностью исключит участие Украины в НАТО. Тем самым снижаются политические риски», — считает Абзалов.