Дальний Восток склоняется к одному крылу

Авиакомпании Дальнего Востока собираются объединиться

ИТАР-ТАСС
Авиакомпании Дальнего Востока объединяются. Процесс будет сложным и займет много времени. Но создание единой компании поможет перевозчикам, выполняющим на Дальнем Востоке в основном социальные задачи, сократить издержки и лоббировать свои интересы в диалоге с властью.

Руководители авиакомпаний Дальнего Востока рассматривают возможность создания объединенной Дальневосточной региональной авиакомпании. «Накануне этот вопрос обсуждали в полпредстве руководители авиакомпаний и заместители глав регионов Дальнего Востока», ― сообщил аппарат полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). В обсуждении приняли участие руководители ОАО «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы», ОАО «Владивосток авиа», ФГУ «Петропавловск-Камчатское авиапредприятие», ФГУП «Чукотавиа», ОАО «Авиакомпания «Восток», КГУП «Хабаровские авиалинии», ООО «Амурские авиалинии», ОАО «Хабаровский аэропорт».

Полпред Виктор Ишаев неоднократно высказывался о необходимости развивать региональные авиаперевозки и создать единую региональную авиакомпанию. Особенно актуально это сейчас, когда идет ликвидация и завершение процедуры банкротства авиакомпании «Дальавиа», которая являлась одним из базовых авиаперевозчиков Дальнего Востока. По мнению Ишаева, для создания Дальневосточной региональной авиакомпании нужно объединить усилия всех регионов Дальнего Востока. «Сложившаяся сегодня ситуация в авиационном сообщении между регионами Дальнего Востока и внутри краев и областей не устраивает дальневосточников», ― отмечает полпред.

«Ситуация перезрела, решения по дальневосточным перевозчикам надо было принимать уже давно», ― говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. Речь идет о региональных и местных перевозках, которые, как правило, убыточны и требуют поддержки со стороны либо местных бюджетов, либо на федеральном уровне.

«В настоящее время в округе базируются ряд небольших авиаперевозчиков, имеющих в своем распоряжении по четыре-пять самолетов. Многие из них, не выдерживая конкуренции, прекращают свое существование.

Объединение региональных перевозчиков приведет к экономии финансовых ресурсов, более эффективному использованию летного парка и персонала, повышению качества авиаперевозок», ― считает гендиректор авиакомпании «Сахалинские авиатрассы» Константин Сухоребрик.

Создание единого перевозчика ― не столько рыночная, сколько социальная задача, причем решать ее надо безопасно, отмечают эксперты. И, если есть один крупный игрок, ему легче вести диалог с властью.

Но слияние с переходом на единую акцию ― это процесс длительный и сложный. Плюс помимо объединения авиакомпаний надо будет решить проблемы с аэропортами, с маршрутной сетью, с обновлением флота, подготовкой персонала. Вопрос и в том, кто станет базовой авиакомпанией при реализации проекта по созданию межрегионального перевозчика Дальнего Востока. С учетом банкротства «Дальавиа» на эту роль претендуют «Сахалинские авиатрассы».

Впрочем, не обязательно речь должна идти о полном слиянии компаний, полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов:

«Компании могут объединиться в альянс наподобие уже существующих Sky Team или Star Alliance, когда каждая из них сохраняет свою юридическую самостоятельность, а часть операций осуществляется совместно».

Например, компании могут создать единую сеть по продаже билетов на свои рейсы или предоставлять друг другу воздушные суда в аренду, создать единый сервисный и технический центр по обслуживанию авиапарка в одном из аэропортов.

Стоит отметить, что «Сахалинские авиатрассы» и «Владивосток авиа» должны перейти «Аэрофлоту» от «Ростехнологий». «Но «Аэрофлоту», как крупному перевозчику, региональные и местные перевозки на Дальнем Востоке не слишком интересны, так что эта проблема (объединения дальневосточных авиаперевозчиков ― «Газета.Ru») решаема», ― полагает Пантелеев.