Олимпиада строится с заднего хода

Вице-премьер Дмитрий Козак обещает построить олимпийские объекты в срок

Рустем Фаляхов 28.04.2010, 19:05
ИТАР-ТАСС

Услуги гастарбайтеров почти не используются на строительстве олимпийских объектов в Сочи, проблем с деньгами нет, а потому все будет построено качественно и в срок, отчитался перед сенаторами куратор Олимпиады-2014 Дмитрий Козак. У олимпийской стройки гораздо больше проблем, чем говорят власти, предупреждают эксперты.

В этом году в рамках подготовки к Олимпийским играм будут строиться 144 объекта, сообщил вице-премьер Дмитрий Козак в ходе «правительственного часа» в Совете федерации. Еще по 177 объектам будут подготовлены проекты. Проблем с финансированием стройки нет.

В 2009 году, по данным Козака, госфинансирование Олимпиады составило 206 млрд рублей, а в этом году составит 185 млрд. Еще $1 млрд удалось привлечь в виде спонсорских средств.

«Эти средства выделялись спонсорами на добровольных началах, без административного воздействия», — особо подчеркнул вице-премьер. По его словам, властям удалось сформировать надежный «пул инвесторов». Для них созданы благоприятные условия ведения бизнеса. Частные инвестиции пойдут в том числе на строительство морского порта, аэропорта, гостиничного комплекса.

Козак отметил даже неадекватное рвение некоторых подрядчиков:

«Все пытаются получить заказы с заднего хода, и эти разговоры отнимают очень много времени, и все стремятся получить именно подряд без участия в конкурсе».

По уточненным данным, сейчас на строительстве олимпийских объектов занято 15,5 тысячи рабочих. К услугам гастарбайтеров, чтобы не было проблем с качеством строительства, почти не прибегают, их всего 772 человека, уточнил Козак.

Кроме того, за качеством стройки постоянно наблюдают эксперты Международного олимпийского комитета. Ранее сообщалось, что за восемь визитов в Сочи МОК выдал России 170 рекомендаций. МОК также жестко контролирует экологическую обстановку в районе строительства. Две недели назад председатель координационной комиссии МОК Жан Клод Килли отметил, что ситуация с экологией в Сочи сейчас не самая лучшая. Особенно много проблем с трассой, которую строят вдоль русла речки Мзымта. Протяженность дороги составит 50 км, и здесь предстоит возвести 77 искусственных сооружений. Чтобы минимизировать ущерб природе, было решено совместить авто- и железную дорогу, что привело к удорожанию проекта.

Вице-премьер признал наличие еще нескольких проблем. Главнейшая из них — по-прежнему переселение граждан, чьи дома попали в зону олимпийской стройки. Это 6 тысяч гектаров, из них 237 га — это частные земли. Переселить необходимо жителей из 614 индивидуальных жилых домов и 38 многоквартирных.

Площадь под переселение займет 100 га, подсчитал губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. По его словам, добровольно согласились переселиться на новое место жильцы 592 индивидуальных домов и 392 квартир.

«Люди жили столетиями на одном месте, особенно это касается староверов. У них на этих землях захоронены предки,

у этих людей есть свои традиции, и к этому надо относиться с пониманием», — сказал Ткачев. Он считает, что процесс переселения будет завершен в 2011 году. Вторая проблема — набор и обучение персонала, который будет обслуживать спортивные объекты в дни Олимпиады. Необходимо 100 тысяч человек. «Чуть больше половины из них — это будут волонтеры, чуть меньше половины — это постоянный персонал для тех объектов, которые будут построены. Их необходимо будет принять, разместить, научить правилам гостеприимства, иностранным языкам», — пояснил Козак.

И третья проблема — безопасность Олимпиады.

«Никаких драконовских мер по обеспечению безопасности не будет, а будут приниматься такие же меры, как во время игр в Ванкувере, Лондоне, Солт-Лейк-Сити», — заверил Козак.

По его словам, «со времен проведения мюнхенской Олимпиады» основной угрозой для олимпийского движения стал терроризм.

Отчет перед сенаторами член правительства закончил на мажорной ноте:

«У нас нет никаких опасений по поводу того, что мы своевременно и с высоким качеством построим все олимпийские объекты, сейчас мы вышли на прямую».

У олимпийской стройки гораздо больше проблем, чем говорят власти, полагает партнер BDO в России Андрей Серпилин. Это инфраструктурные проблемы и организационные. «Ежедневные капвложения в стройку превышают $5 млн, производится порядка 2500 рейсов грузовиков в сутки, строительная программа состоит из 923 мероприятий — у организаторов олимпийской стройки элементарно отсутствует опыт реализации столь масштабных проектов, что не может не сказаться на сроках и качестве строительства», — говорит Серпилин.

Кроме того, Краснодарский край, да и весь Южный федеральный округ не в состоянии удовлетворить возросший в геометрической прогрессии спрос на строительно-монтажные работы, крайне низка пропускная способность транспортной инфраструктура края и Большого Сочи. Здесь в дефиците свободные складские комплексы и электроэнергия. «Но экономический кризис, по сути, на руку организаторам строительства, — говорит эксперт. — Существенно снизилась цена выкупаемых под олимпийские нужды земельных участков, упали расценки на услуги проектировщиков и строителей, и появился шанс из-за неблагоприятной ситуации на рынке труда привлечь лучшие кадры по разумной цене».