Рыба и цветы накрылись пеплом

Много отраслей пострадает из-за вулкана, а кто-то, наоборот, заработает

Ольга Алексеева 20.04.2010, 12:49
ИТАР-ТАСС

От вулкана страдают не только авиакомпании, но и производители свежей рыбы, экзотических фруктов и цветов, а также гурманы, любящие побаловать себя лобстером и устрицами. Потери российского бизнеса пока не сравнимы с европейским.

Масштабы негативного влияния извержения исландского вулкана растут день ото дня. От вулканического пепла терпят убытки уже не только авиакомпании, турфирмы и застрявшие в аэропортах пассажиры — давление начали испытывать и те отрасли экономики, которые зависят от срочной доставки грузов.

В первую очередь это производители деликатесов и скоропортящихся продуктов. Так, самая крупная компания по производству морепродуктов — норвежская Marine Harvest Norway — заявила о снижении объемов улова рыбы с начала этой недели, а также о том, что под удар поставлен ее экспорт в Азию и США, пишет Reuters. Исландские производители сообщают, что начинают заморозку свежей рыбы. Американская Whole Foods Market Inc уже отметила падение поставок рыбы и морепродуктов для суши. Один из крупнейших торговцев Франкфурта Питер Грюндхофер заявил, что ситуация с вулканом повлияет на поставки свежих бобов и пепперони из Египта, зелени из Израиля, а также экзотических фруктов, таких как манго, кумкваты и физалис, запасы которых закончатся через пару дней. А менеджер одного из немецких ресторанов утверждает, что в заведении уже чувствуется нехватка свежего тунца из Индийского океана, базилика из Кипра и канадских лобстеров.

Кенийские цветоводы, на долю которых приходится около 35% импорта цветов в страны Евросоюза, несут убытки порядка $3 млн в сутки.

Фермеры Северной и Южной Америки, Израиля, Турции и ряда стран Африки несут еще большие потери, так как значительная часть их продукции доставляется в Европу по воздуху из-за небольшого срока годности. Оживление вулкана почувствовали на себе и логистические компании: датская TNT переключилась на доставку грузов по железной дороге, DHL прогнозирует возможные задержки в доставке грузов на 3–5 дней. Хотя некоторые из пострадавших отраслей уже переключились на автомобильный транспорт, у них могут возникнуть трудности при прохождении таможенного досмотра, что повлияет на скорость доставки.

Но есть и отрасли, которые оказались в выигрыше:

железнодорожное, автобусное и водное транспортное сообщение пользуются все большей популярностью в Европе, а компании в этих секторах получают значительную прибыль. Выигрывают и компании, занимающиеся проведением видеоконференций.

Топ-менеджеры Cisco Systems говорят о резком скачке популярности формата конференций в бизнес-переговорах, ведь провести личную встречу предпринимателям из разных европейских городов теперь стало не так просто.

Если закрытие воздушного пространства продлится хотя бы до конца этой недели, его минусы значительно превысят слабый позитив и выльются в снижение темпов восстановления европейской экономики, говорит главный экономист AXA Group Эрик Чейни в интервью The Wall Street Journal.

Поскольку Европа является крупнейшим экспортером мира и вторым по величине импортером, а также самым большим потребителем китайских товаров, ее проблемы негативно повлияют на мировую торговлю и экономику в целом, добавил Чейни.

Потери российского бизнеса пока не сравнимы с европейскими. Документы и грузы, отправленные по внутрироссийским направлениям, доставляются в обычном режиме, говорят в DHL. Правда, возможны задержки в доставке документов и грузов, отправленных из европейской части России и Сибири по международным направлениям, а также принятых на доставку в Россию из большинства стран мира, однако транспортировка грузов с Дальнего Востока в страны Азии, Канады, США и Латинской Америки осуществляется в нормальном режиме. «Даже российские туроператоры несут значительно меньшие потери, чем их европейские коллеги: если убытки последних могут потянуть на 1 млрд евро, отечественные туркомпании не досчитаются «всего» нескольких миллионов евро», — говорит гендиректор консалтингового агентства «Качалов и коллеги» Игорь Качалов.

Пострадают же в основном российские элитные магазины и рестораны, ориентированные на зарубежные поставки для взыскательных покупателей, любящих побаловать себя, скажем, устрицами, приводит пример генеральный директор «Дымшиц и партнеры» Михаил Дымшиц.