«Нельзя быть чуть-чуть беременным»

Российские авиакомпании «первой десятки» получили выговор от Росавиации за плохое финансовое состояние и небезопасность полетов

Андрей Ковалевский, Ольга Танас 27.02.2010, 10:49
ИТАР-ТАСС

Российские авиакомпании «первой десятки» получили выговор от Росавиации за плохое финансовое состояние и небезопасность полетов. Правда, о каких конкретно авиакомпаниях идет речь и насколько серьезны претензии, чиновники не уточнили. Полутонов здесь быть не может: если авиакомпания небезопасна, она не должна летать, а если все в порядке, «надо молчать и не бросать на нее тень», говорят эксперты.

Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (Росавиация) имеет претензии к ряду авиакомпаний по финансовому состоянию и безопасности полетов. «У нас есть претензии к нескольким авиакомпаниям, они об этом знают», — заявил недавно назначенный на должность главы ведомства Александр Нерадько накануне. О каких именно компаниях идет речь, он не уточнил, отметив однако, что

они входят как в первую десятку, так и в первую пятерку крупнейших авиаперевозчиков страны.

«Мы обращаем внимание на обеспечение безопасности полетов», — сказал Нерадько, отвечая на вопрос о критериях, которыми руководствуется Росавиация при оценке деятельности компаний. В последнее время все больше уделяется внимание финансово-экономическому состоянию авиаперевозчиков. По словам замминистра транспорта Сергея Аристова, к авиакомпаниям, к которым есть претензии, могут применяться различные меры, в том числе изменение глубины продаж авиабилетов.

Согласно обнародованным накануне Росавиацией данным за январь,

в пятерку крупнейших пассажирских авиаперевозчиков России входят «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь» (бренд S7), «ЮТэйр», Оренбургские авиалинии.

С шестого по десятое места расположились ГТК «Россия», «Северный ветер», «Владивосток авиа», Уральские авиалинии, «ВИМ-Авиа».

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты затруднились предположить, какие конкретно авиакомпании из этого списка имел ввиду Нерадько. «Финансовое положение всех без исключения российских авиакомпаний сложное, что связано с экономическим кризисом и отсутствием эффективных мер со стороны правительства по поддержке этого сектора», — говорит руководитель консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак.

Впрочем, в конце прошлого года Росавиация назвала 11 перевозчиков с финансовыми проблемами. Среди них были авиакомпании нынешней первой десятки. Речь идет, например, о «ВИМ-Авиа» и ГТК «Россия». У той же ГТК «Россия» уже давно тяжелое финансовое положение (несколько миллиардов накопленных долгов) накладывается на постоянно ухудшающиеся производственные показатели, говорит Рыбак.

О несоответствии уровню безопасности полетов этих перевозчиков эксперты судить не берутся. Безопасность полетов — это главный вопрос в авиации. «Если компания не соответствует сертификационным требованиям, Росавиация обязана принимать меры в рамках Федеральных авиационных правил», — говорит руководитель аналитического отдела «АвиаПорта» Олег Пантелеев. В таких случаях, как правило,

происходит временная приостановка сертификата эксплуатанта вплоть до полного отстранения перевозчика от летной деятельности. Но регулировать безопасность глубиной продаж как-то странно, говорят эксперты.

Если речь идет только о плохом финансовом состоянии, назвать это нарушением нельзя. «Если человек бедный, то он просто бедный, — говорит Рыбак. — В этом случае Нерадько должен идти в правительство, выбивать деньги для отрасли и разумно использовать их. Я удивлен словами Нерадько, такое заявление полностью на его совести. Ведь нельзя быть чуть-чуть небезопасным, как и нельзя быть чуть-чуть беременным.

Здесь нет полутонов, потому что это связано с жизнью людей.

Нерадько все это прекрасно знает». По словам Рыбака, либо компания не соответствует требования безопасности — и тогда должна быть немедленно остановлена, либо соответствует, но тогда надо молчать и не бросать на нее тень. «Промежуточных вариантов быть не может», — резюмирует Рыбак.

Впрочем, заявлению Нерадько есть логичное объяснение. Чиновник только недавно вернулся в кресло руководителя Росавиации. Это ведомство (раньше оно называлось Государственная служба гражданской авиации) он возглавлял еще до административной реформы, после которой стал руководителем Аэронавигационной службы. Не исключено, что такими заявлениями чиновник не только хочет подстегнуть авиакомпании, но и восстановить свой авторитет в отрасли, говорят эксперты.