Лучшие самолеты на земле

Самая безопасная российская авиакомпания — «Уральские авиалинии»; «Аэрофлот» — третий

,
ИТАР-ТАСС
«Уральские авиалинии» — самая безопасная российская авиакомпания, согласно рейтингу, опубликованному Росавиацией. «Аэрофлот» на третьем месте. Однако истинную картину этот рейтинг не показывает, говорят эксперты, так как перевозчиков проверяли европейские инспектора — на земле и без учета статистики авиапроисшествий.

Безопаснее всего летать «Уральскими авиалиниями», свидетельствует рейтинг безопасности российских авиакомпаний, опубликованный на сайте Росавиации. Второе место заняла «Сибирь», третье — «Аэрофлот», «Трансаэро» вообще 12-я. Всего в списке 35 авиакомпаний. В Росавиации не скрывают: рейтинг составлялся не специалистами ведомства. Оценка безопасности проводилась на основе критериев Европейского агентства по авиационной безопасности – EASA.

Проверка или так называемый «перронный контроль» (инспекторы проверяют самолеты на земле) проводился с октября 2008 года по октябрь 2009 года. Составляется такой рейтинг под определенное событие, когда собирается Комитет по безопасности полетов в Брюсселе, рассказывает пресс-секретарь Росавиации Сергей Извольский. Проверку проходят не только российские перевозчики, но и все летающие в Европу. Худшие авиакомпании попадают под наблюдение, и в дальнейшем им могут запретить полеты в Европу.

В российском списке рискующих авиакомпаний оказалось десять.

Как правило, при такой проверке проверяются документы экипажа, фактическое состояние воздушного судна, наличие и состояние обязательного оборудования кабины, судовая и полетная документация. При этом проверки проводятся независимо от того, как часто авиакомпания летает в Европу. То есть авиакомпания, выполняющая преимущественно полеты на внутренних линиях по России, но лишь раз совершившая чартерный полет в Европу, попадает под проверку. «Инспектора не смотрят, что ей экономически невыгодно под единичные рейсы докупать необходимое оборудование, переводить документы на английский язык. И в результате внеплановой проверки у нее формируется негативный рейтинг», — поясняеет руководитель аналитического отдела «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

«Рейтинг этот никакого отношения к качеству безопасности полета не имеет»,

— категоричен гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Наши авиакомпании в Европе оцениваются по смешным с точки зрения безопасности критериям. «Например рейтинг ухудшается, если просрочена медицинская справка у экипажа или эта справка написана только на русском языке, — приводит пример Рыбак. —

У российских самолетов в принципе конструкция аварийных выходов, пассажиробезопасности другая. Даже ремни у экипажа пристегиваются по-другому. И это было поводом для постоянных замечаний».

Вот и получается: в России перевозчик отвечает всем требованиям российских авиационных властей, а в Европе после соответствующих проверок он считается опасным. В качестве примера можно привести несколько забракованных европейцами компаний. «Владивосток Авиа», находящаяся в «красном списке», зарекомендовала себя в России как надежный перевозчик, кстати, имеющий сертификат соответствия требованиям по безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (программа IOSA). И у российских инспекторов, и у аудиторов IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) авиакомпания на хорошем счету, говорят эксперты. Другой пример — компания «Псковавиа», которая доставляет из Европы птенцов-однодневок по заказам российских птицеферм. «У перевозчика блестящая репутация, есть все необходимые лицензии и разрешения. Но некорректно смотреть на нее так же, как на авиакомпанию, которая специализируется на пассажирских перевозках», — отмечает Пантелеев.

Тем не менее на основе данных проверок EASA Росавиация, взяв под козырек, только в позапрошлом году запретила летать в Европу самолетам 9 авиакомпаний, сетуют эксперты. Непонятно, почему ведомство ориентирует потребителей на чужие данные, говорят они, и не советуют пассажирам использовать представленные списки при выборе авиакомпании.

«В той же Европе вы этот рейтинг просто так не найдете, — добавляет Рыбак. — Ведь по сути это внутренний документ EASA, и обычный пассажир, неспециалист, не сможет правильно его интерпретировать». «Без должных комментариев, которые бы позволили объективно оценить ситуацию, у обывателя сложится впечатление, что перевозчики, которые находятся в «красной зоне», пренебрегают безопасностью», — соглашается Пантелеев.

Стоит учесть и то, что

при всей тщательности проверки на земле европейские оценщики не берут в расчет статистику авиапроисшествий.

Составлять свой рейтинг с учетом всех критериев Росавиация не спешит. Эксперты объясняют: это серьезная работа, и осуществлять ее непросто – необходимо задействовать высококлассных специалистов. Проще воспользоваться результатами проверки европейцев.