Сеть мобилизует новые частоты

Основные тренды рынка мобильной связи

Тимур Мухаматулин 21.02.2009, 13:51
Reuters

Мобильный широкополосный доступ в Интернет и подготовка к переходу на сети «четвертого поколения» — основные тренды развития телекоммуникационной отрасли в 2009 году.

Развитие телекоммуникационной отрасли напрямую связано с развитием мобильного широкополосного доступа в интернет (ШПД). Об этом заявили руководители Ассоциации GSM-операторов (GSMA) на Всемирном конгрессе по мобильной связи в Барселоне (MWC).

«Внедрение мобильного ШПД – важная составляющая социально-экономического роста»,

– считает президент Ericsson Карл-Хенрик Сванберг. По прогнозам GSMA, к 2012 году число пользователей этой услуги вырастет с нынешних 97 млн до 1 млрд, скорость соединения достигнет 21 Мбит в секунду.

Однако операторам для того, чтобы достичь «мобилизации» интернета, мало того частотного диапазона, который есть в их распоряжении. Они видят выход в занятии частот 700 Мгерц и развертывании сетей «четвертого поколения» (4G).

«Развитие новых частот для мобильного интернета уже в 2009 году принесет около $211 млрд валового национального продукта (ВНП) Китая и около $95 млрд ВНП Индии»,

– говорится в докладе Леонарда Ватермана, сделанном на заседании GSMA. Кроме того, представители ассоциации отметили, что развертывать сети на частоте в 700 Мгерц станет на 70% дешевле, чем строить сети «третьего поколения» (3G) на частоте 2100 Мгерц. По данным Всемирного банка,

развитие сетей нового поколения позволит значительно уменьшить стоимость подключения к связи одного человека в сельской местности или на отдаленной территории.

Однако стоит заметить, что разговоры о создании подобных сетей велись и до кризиса.

Тем не менее лишь шведская TeliaSonera запустила в тестовом режиме новую сеть в Осло и Стокгольме. Скорость соединения в ней составит около 100 Мбит в секунду. Предполагается, что ее коммерческая эксплуатация начнется не раньше 2010 года. В нашей стране, как утверждают представители операторов, создание таких сетей возможно лишь через несколько лет –

в России ещё не развернуты полноценные сети «третьего поколения».

Перед операторами стоит еще одна проблема: помимо того, что не хватает частот,

конкуренцию сетям 4G может составить технология WiMax.

С одной стороны, сети WiMax уже развертываются – так, в апреле 2009 года WiMax будет доступна в Москве, оператором сети будет «Комстар», сеть «Скартела» уже работает в России в тестовом режиме. С другой стороны, как отметил в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» один из представителей, «мобильных аппаратов, которые готовы будут принимать WiMax, пока нет, всякая инфраструктура возникнет лишь через несколько лет, и уже там станет ясно, что выберут – WiMax или LTE».

Возможно, именно ставка операторов на мобильный интернет вызывает такую активность производителей на рынке смартфонов. Кроме того,

смартфоны — это единственный сегмент рынка мобильных телефонов, который растёт, несмотря на кризис.

Так, в 2009 году рост продаж этих устройств составит, по прогнозам аналитиков, 10–15%, в то время как общий спад продаж – около 10%.

Неудивительно, что о своем выходе на рынок коммуникаторов объявили сразу несколько крупных игроков. Свой смартфон представил третий в мире тайваньский производитель персональных компьютеров (ПК) Acer. Еще один игрок на этом рынке – американский Asus – представил совместно с производителем навигаторов Garmin коммуникатор Nuvifone, ориентированный на навигационные сервисы.

Интересно также, что почти все новые модели телефонов, представленные на выставке, были похожи друг на друга.

Особенно популярной была идея сенсорной клавиатуры («тачскрин»), впервые реализованная на ставшем знаковом устройстве Apple iPhone. «Ориентация на «тачскрины», конечно, — проявление моды, но не только»,

– рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» один из экспертов рынка. По его мнению, сейчас лишь 6% продающихся в мире мобильных телефонов имеют сенсорную клавиатуру. «Доля «тачскринов» должна быть около 30%, так что резервы у рынка есть», – уверен он.

Но самым ярким событием «трубочной» части выставки стало объявление о новой мобильной стратегии Microsoft. Компания объявила о выпуске новой операционной системы (ОС) для мобильных телефонов

Windows Mobile 6.5. Компания, однако, предпочитает называть ее Windows Phone. Она будет устанавливаться на целой линейке аппаратов, которые будут выпускать ее партнеры – HTC, Samsung, LG и другие. «В её разработке принимали участие и производители, и операторы, и компании, разрабатывающие мобильные приложения», – отметил глава Microsoft Стив Балмер на презентации продукта. В компании не сообщают, когда аппараты с новой ОС появятся в продаже и в каких странах.

Компания намерена интегрировать в свою разработку новые сервисы – в частности, MyPhone, позволяющий хранить информацию из телефона на сервере. По словам представителей компании, это коснется не только базы контактов пользователя телефона, но и его СМС, и фотографий. Компания также представила сервисы Marketplace, предназначенные для того, чтобы скачивать приложения из интернета, и Recite, дающий возможность использовать голос для создания заметок, напоминаний и сообщений.

Ранее в СМИ появилась информация о том, что Microsoft намерена запускать телефон под собственным именем. Однако эксперты тогда высказывали сомнения, сможет ли компания выйти на новый для себя рынок. Microsoft решила пойти иным путём.