Нечего возить

В мире резко падают объемы грузоперевозок

Ольга Алексеева 29.01.2009, 21:19
ИТАР-ТАСС

«Пристегните ремни и приготовьтесь к турбулентности и жесткой посадке», — советует коллегам глава Международной ассоциации воздушного транспорта. В декабре объемы авиаперевозок грузов упали на четверть. Такие же проблемы у железных дорог и автоперевозчиков. Падение производства и торговли говорит о том, что дальше будет хуже.

Объемы грузовых авиаперевозок сократились в декабре 2008 года почти на четверть (22,6%), что является «шокирующим и беспрецедентным результатом», говорится в пресс-релизе Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Общие убытки авиакомпаний за год превысили $5 млрд. «Похоже, 2009 год станет одним из сложнейших в истории международной авиации. Пристегните ремни и приготовьтесь к турбулентности и жесткой посадке», — советует коллегам глава IATA Джованни Бизиньяни.

«Такое значительное сокращение именно грузовых авиаперевозок связано отчасти с тем, что этот вид транспортировки самый дорогой. Он ориентирован в основном на доставку скоропортящихся продуктов либо на быструю транспортировку товаров на большие расстояния», — объясняет ведущий аналитик «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. В условиях кризиса производители стремятся по возможности переходить на более экономный вариант доставки грузов, например железнодорожным или автомобильным транспортом.

Однако объемы морских, железнодорожных и автомобильных перевозок тоже падают, хотя и не так заметно, как авиа. Так,

сокращение грузоперевозок в мире автомобильным транспортом за 2008 год может составить около 2–3% по сравнению с 2007 годом, морским транспортом — 3–4%, а железной дорогой — 3–5%.

Снижение грузоперевозок на всех видах транспорта — следствием мирового экономического кризиса и снижения объемов торговли, считают эксперты. Именно на долю воздушных перевозок, больше всего пострадавших от экономических проблем, приходится 35% международной торговли в стоимостном выражении.

«В связи с кризисом снижается потребление товаров и объем заказов, а государственные власти стремятся поддерживать своих производителей и сокращать импорт, который из-за инфляции все больше дорожает»,

— констатирует Баранов. Наиболее резко сокращаются грузоперевозки в Азии, в том числе в связи со спадом спроса на сухогрузы (например, железную руду и уголь) в Китае. Грузовые авиаперевозки в азиатско-тихоокеанском регионе также страдают в результате замедления экономического роста и рецессии в Японии, Гонконге, Австралии.

Не осталась в стороне от этих проблем и Россия. Спад перевозок на 15–20% зафиксировала в декабре прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года «Аэрофлот-Карго», рассказали «Газете.Ru» в авиакомпании. «В 2009 году мы также ожидаем некоторого снижения трафика, однако не намерены сокращать рейсы, а, наоборот, открываем новый маршрут Франкфурт – Санкт-Петербург», — тем не менее оптимистичен коммерческий директор «Аэрофлот-Карго» Алексей Сумченко. Пострадали и другие виды перевозок. Так, по данным РЖД, за декабрь прошлого года объем перевозимых железнодорожным транспортом грузов уменьшился на 26,3%. В первом полугодии этого года монополия и вовсе прогнозирует снижение грузоперевозок на 30–33%.

В целом же объемы грузоперевозок в России в 2009 году могут снизиться на 30%,

считают аналитики группы «Евросиб». Наибольшее снижение эксперты предсказывают в сегменте перевозки черных металлов и строительных материалов — по этим позициям падение объемов достигнет 50%. Правда, Министерство транспорта России пока говорит о снижении объемов только на 18%.

«В декабре 2008 года объем экспорта в Россию сократился на 16,7%, импорта – на 3,8%, а внешнеторговый оборот упал на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — объясняет такие неутешительные показатели глава департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Подобная тенденция сохранится – снижение внешнеторгового оборота по итогам 2009 года может составить 15%, прогнозирует эксперт. Спад промышленного производства, по версии Минэкономразвития, ожидается в районе 5,7%.