Депутаты оказали туристическую услугу

Депутаты одобрили в первом чтении идею дифференциации финансовых гарантий для туроператоров

Оксана Новоженина, Галина Шакирова 05.12.2008, 20:01
Reuters

Депутаты повысили размер суммы, на которую туроператоры обязаны страховать свою ответственность перед клиентами. Для выездного туризма она составит от 30 до 100 млн рублей. Это позволит избежать проблем, которые возникли при банкротстве «Детура», когда большинство клиентов не смогли получить компенсации, но приведет к разорению мелких компаний.

Депутаты одобрили в первом чтении идею дифференциации финансовых гарантий для туроператоров в зависимости от предоставляемых туристических услуг. При этом увеличивается и размер финансовой ответственности компании.

Она составит 500 тыс. рублей для сферы внутреннего туризма и 10 млн рублей для въездного. Для операторов, отправляющих клиентов за границу, фингарантии составят 30 млн или 100 млн в зависимости от оборота (верхняя планка относится к компаниям, у которых объем реализованных услуг превышает 100 млн рублей в год). Предполагается, что ко второму чтению в закон будут внесены уточнения по поводу минимального размера уставного капитала (ориентировочно 20 млн рублей).

По мнению разработчиков законопроекта, он отставит на рынке только надежных туроператоров. «Очевидно, что если страховая компания должна будет застраховать туроператора или банк и дать компании гарантии на 30–100 млн рублей, они будут тщательно рассматривать всю документацию данной фирмы.

Поэтому компаниям, которые профессионально и добросовестно работают на туристическом рынке, не стоит опасаться вполне обоснованного внимания со стороны страховщиков», — объяснил председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. Также изменения позволят «обеспечить защиту прав потребителей туристского продукта в достаточном и необходимом объеме», говорят авторы.

Ныне действующая редакция закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятая летом 2008 года, предполагает единое страхование ответственности туроператора в размере 10 млн рублей для всех туроператоров.

Впервые вопрос о повышении размера фингарантий был поднят летом, после банкротства одного ведущих туроператоров на турецком и египетском направлении — компании «Детур».

Тогда обнаружилось, что 10 млн рублей (таков был размер обязательной суммы фингарантий для оператора) не хватит, чтобы выплатить компенсацию тысячам пострадавших клиентов.

С тех пор актуальность проблемы только увеличилась.

Несмотря на приближение новогодних праздников – периода традиционного подъема продаж у туркомпаний, ситуация в этом бизнесе напряжена до предела. Турбизнес подкосил мировой финансовый кризис, спрос на путевки из-за кризиса упал на 30%. Последней каплей стали волнения в Таиланде. Туристам, не способным покинуть страну, туроператоры продлевали туры за свой счет, тем, кто не смог отправиться в оплаченный тур, операторы компенсировали покупку или меняли его на другое направление — опять же за свой счет. Это привело к тому, что

множество компаний сейчас стоят на грани банкротства, эксперты предполагают, что после новогодних праздников целый ряд из них объявят о своей несостоятельности.

Вот тогда размер финансовых гарантий и окажется важным.

Сначала законодатели предлагали увеличить размер фингарантий в 10 раз — до 100 млн рублей — для всех компаний, но представители бизнеса убедили их ввести дифференциацию.

Тем не менее туроператоры по-прежнему находят в законопроекте значительные изъяны. Наибольшей критики заслужила сумма ответственности для сферы въездного туризма, им занимаются преимущественно некрупные компании, для которых 10 млн являются критичными. «Непонятно, зачем оставлять 10 млн для въездного туризма, так как, по сути, это фиктивное страхование, — рассуждает президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько. — Российский оператор не заключает с иностранным туристом договора, его заключает иностранный туроператор. И в случае возникших проблем решаться они будут по законодательству той страны, откуда прибыл турист». Общее мнение представителей этого бизнеса выразил второго декабря на туристической конференции гендиректор компании DSBV Карен Гончаров, заявивший, что «брать деньги за то, что люди привозят в страну работу, — это просто западло». По его мнению, государство должно еще доплачивать туркомпаниям, фактически привозящим в страну деньги.

Вообще

мелким компаниям размер повышенный ответственности может оказаться не по карману. «Введение поправок сократит число туроператоров, особенно региональных», — уверен Шпилько.

Многое зависит от страхового тарифа, в настоящее время он составляет 1% от суммы страхового покрытия.

Представители же крупного турбизнеса к дифференциации и повышению суммы относятся лояльно. Так, компания «Русский экспресс», не дожидаясь официального принятия поправок в закон, объявила о заключении договора о получении гарантии на финансовое обеспечение туроператорской деятельности на 100 миллионов рублей. По мнению руководства компании, такое действие повысит надежность компании в глазах клиентов.

Нововведение не способно и полностью защитить интересы туристов, считают специалисты, хотя по их мнению, такая дифференциация лучше, чем предлагаемые ранее 100–150 млн для всех. Российский союз туриндустрии предлагает альтернативный вариант, гарантирующий индивидуальный подход к каждому клиенту компании. «Единственным способом решения проблемы является страхование ответственности туроператора по каждому отдельному договору по заранее установленным тарифам, — рассказал «Газете.Ru» Сергей Шпилько. — В таком случае размеры финансового обеспечения будут соответствовать реальным объемам ответственности туроператоров и денег хватит при любом количестве пострадавших».