Дерипаска просит о помощи

Дмитрий Медведев обсудил с владельцем холдинга «Базовый элемент» Олегом Дерипаской вопросы господдержки бизнеса

ИТАР-ТАСС
Владелец «Базэла» Олег Дерипаска избавляется от зарубежных активов и готовит сокращения производства и персонала. Не исключено, что самый богатый российский бизнесмен получит от государства очередную порцию финансовой помощи – в четверг он обсуждал с Дмитрием Медведевым вопросы господдержки бизнеса.

«Олег Дерипаска на встрече с Дмитрием Медведевым проинформировал президента о проектах, осуществляемых «Базовым элементом». Также обсуждались вопросы господдержки бизнеса в нынешней сложной обстановке», — сообщили в аппарате бизнесмена. Не исключено, что предприниматель обратился с просьбой о дополнительной финансовой помощи, полагают эксперты рынка. Тем более, недавно оказалось, что рассчитывать на такую помощь миллиардер вполне может.

Государство в лице ВЭБа уже помогло главному активу Олега Дерипаски «Русалу» расплатиться с иностранными кредиторами, предоставив кредит на $4,5 млрд.

Эти деньги буквально спасли алюминщиков.

Средства необходимы были для погашения кредита, который компания взяла в апреле у 11 западных банков на покупку блокпакета акций «Норникеля» у Михаила Прохорова. Тогда за блокирующую долю никелевой компании алюминщики отдали 14% своих акций и денежные средства (по разным оценкам, $6–7 млрд). $4,5 млрд компания заняла у синдиката западных банков под залог бумаг «Норникеля». Ситуацию усугубил финансовый кризис и отсутствие на рынке свободных средств для рефинансирования долгов, а также резкое падение капитализации «Норникеля». Однако государство не допустило перехода пакета акций в стратегической никелевой компании к иностранцам (именно это случилось бы, если бы «Русал» не расплатился с долгами), предоставив ему кредит на $4,5 млрд, при том что установленный лимит банка — $2,5 млрд для каждого заемщика. Ранее источник «Газеты.Ru» утверждал, что вице-премьер Игорь Сечин пообещал выделить Дерипаске вдвое большую сумму — в общей сложности около $10 млрд.

Правда, проблемы у алюминиевого гиганта возникли не только с выплатой долгов — их общая сумма, кстати, достигает $14 млрд. «Конъюнктура цен на алюминий сейчас не благоприятствует «Русалу» – цены на алюминий упали с июля этого года с отметки $3200 до $1985. А цена алюминия ниже $2000 ставит производство этого металла на грань рентабельности», — отмечает эксперт «Уралсиба» Николай Сосновский. Аналитик ИГ «Капиталъ» Павел Шелехов не исключает, что

такая ситуация грозит сокращением штатов и производства, а также закрытием нерентабельных заводов.

На ряде предприятий «Русала» такие меры уже были предприняты. Например, об остановке производства заявил Запорожский алюминиевый комбинат (ЗАлК), единственный украинский производитель алюминия, контрольный пакет которого принадлежит российской алюминиевой компании. Еще раньше стало известно о трудностях, возникших в связи с кризисом на алюминиевом комбинате Дерипаски в Черногории. Выработка сырья на нем будет уменьшена на 10%, а впоследствии производство может быть вообще прекращено. «Правда, бизнесмен вряд ли совсем откажется от зарубежных проектов, — считает Сосновский. — Во всяком случае, приоритетом для него останутся сырьевые активы, в основном расположенные в Гвинее». Но и в следующем году цены на алюминий, скорее всего, значительно не вырастут, учитывая снижение спроса со стороны потребителей металла, полагает Шелехов.

Сотрудники компании в Москве уже готовятся к возможным увольнением. По словам одного из них, целые подразделения «Русала», расположенные в столице, в целях экономии будут перебазированы из Москвы в Красноярск, а ряд проектов компания и вовсе планирует заморозить до лучших времен, сократив их персонал.

На столичных сотрудниках алюминиевая компания уже начала экономить, отказавшись продлевать медицинскую страховку.

С долями в двух зарубежных компаниях «Базэл» также уже расстался. Так, холдинг Дерипаски вышел из состава акционеров канадского производителя автокомпонентов Magna International и германского инженерно-строительного концерна Hochtief. При этом долю в австрийской строительной корпорации Strabag, также купленную путем привлечения кредита, бизнесмен пока сохранил, договорившись о рефинансировании с банком Raiffeisen. При этом в России Дерипаска недавно совершил значимое приобретение, получив контроль над «Трансстроем» — компанией, занимающейся дорожным строительством. Впрочем, эта сделка готовилась еще до финансового кризиса, но лишь в пятницу она получила одобрение Федеральной антимонопольной службы (ФАС).