Delta AirLines выросла на кризисе

Delta AirLines и Northwest создадут крупнейшего в мире авиаперевозчика

Reuters
Минюст США одобрил создание крупнейшего в мире авиаперевозчика, который появится после слияния американских компаний Delta AirLines и Northwest. Кризис заставит объединяться и других мировых перевозчиков.

«Предполагаемое слияние Delta и Northwest значительно повысит эффективность их работы и принесет пользу потребителям, но в то же время не сможет серьезно повредить конкуренции», — говорится в заявлении Министерства юстиции США. Окончательная интеграция Delta и Northwest произойдет в течение 18 месяцев. Новая компания будет носить имя Delta.

Авиакомпания станет крупнейшей в мире по числу перевозимых авиапассажиров, ее совокупный флот составит 800 самолетов.

К соглашению о слиянии компании пришли еще весной 2008 года, до начала финансового кризиса, сказавшегося на пассажирских авиаперевозках во всем мире. Однако на американских авиакомпаниях кризис, наступивший в мировой индустрии авиаперевозок после трагедии 11 сентября 2001 года, отразился сильнее всего. С тех пор пассажироперевозки в США постоянно снижались.

С 2000 года американские авиакомпании ни разу не вышли на прибыль.

В случае успешного осуществления сделки убыточные сейчас Delta и Northwest компании рассчитывают снизить ежегодные расходы на $1 млрд. Delta AirLines должна купить Northwest более чем за $3 млрд. Сделка пройдет за счет обмена акций, держатели бумаг Northwest получат 1,25 акций объединенной компании за одну свою акцию, это на 17% выше рыночной стоимости по данным на 14 апреля. Совокупный годовой оборот авиакомпаний составляет около $35 млрд. В настоящий момент Delta Air Lines и Northwest Airlines являются третьим и пятым по величине авиаперевозчиком в США.

Целью объединения станет повышение международной конкурентоспособности объединенной авиакомпании. Благодаря тому, что маршрутные сетки двух авиакомпаний фактически не пересекались, в итоге Delta будет обслуживать 390 городов в 67 странах. Сейчас на деятельность перевозчиков серьезно давят бюджетные авиакомпании, но снижать стоимость перевозок убыточным Delta AirLines и Northwest нереально, это лишь повысит расходы. Напомним, что стоимость авиатоплива за последний год выросла на 89%, и снижение цен на нефть пока не может заставить авиакеросин существенно подешеветь.

Объединение, по мнению аналитиков, единственный способ для выживания авиакомпаний в современных условиях. Правда, опыт объединения российских авиакомпаний (например, альянс AiRUnion) показывает, что финансовое положение участников союза от этого не улучшается. Зато у крупных компаний больше возможности получить доступ к кредитам. По словам аналитиков, реального сокращения затрат слияние не принесет, но позволит авиакомпаниям справиться с высокими ценами на топливо и обратиться к поддержке финансовых институтов.

Поэтому для многих авиакомпаний по всему миру объединение становится вопросом выживания. Так, в России фактическое банкротство ряда региональных авиаперевозчиков привело к созданию крупного авиационного альянса «Авиалинии России», призванного способствовать выводу отрасли из кризиса. Также «Аэрофлот» предложил идею слияния со вторым перевозчиком страны S7 («Сибирь»), опять же для выхода из кризиса и возможности развивать отрасль. Тем временем,

темпы роста российских авиаперевозок резко сократились.

По словам президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Евгения Чибирева, еще в июле темпы роста были самыми высокими за последние 20 лет, но далее ситуация кардинально изменилась. «Если за девять месяцев текущего года динамика вполне положительная (прирост составил примерно 15%), то уже в сентябре он минимизировался до 3%. А на внутренних линиях прирост вообще незаметен», — заявил Чибирев на конференции «Безопасность авиатранспортного комплекса». И, несмотря на пользу слияний для укрепления производственных мощностей, ни в коем случае «нельзя допустить снижения конкурентности в среде авиаперевозчиков», подчеркивает глава АЭВТ.