«Аэрофлот» увидел в небе пузырь

Валерий Окулов назвал «Авиалинии России» пузырем

ИТАР-ТАСС
Глава «Аэрофлота» не видит в создаваемом на базе AirUnion альянса «Авиалинии России» конкурента. Государству придется поддерживать нового перевозчика из-за того, что он будет летать в труднодоступные районы страны.

Гендиректор национального авиаперевозчика «Аэрофлот — Российские авиалинии» не принимает всерьез процессы создания альтернативного национального перевозчика «Авиалинии России». По его мнению, объединение крупных, но изначально убыточных и даже обанкроченных компаний может не привести к ожидаемому результату. «Размеры у него (проекта) предполагают, что будут большие, а вот результат...», — цитирует РИА «Новости» генерального директора «Аэрофлота» Валерия Окулова, выступившего в среду на конференции USB. По словам Окулова, у AirUnion была та же идея и концепция, «сейчас ее (компанию) делают в новой оболочке и надувают новый пузырь», — заявил Окулов.

Напомним, что к созданию нового авиационного холдинга правительство вынудил кризис в альянсе AirUnion. «Газета.Ru» подробно освещала события конца августа — начала сентября, когда из-за огромных задолженностей поставщики авиакомпании альянса перестали получать топливо для самолетов. Как стало ясно позднее, долги были также за наземные услуги в аэропортах, за аэронавигационные услуги, предоставляемые Росаэронавигацией. Также компании имели долги по выплатам зарплаты сотрудникам авиакомпаний.

Общий долг альянса превысил сумму в $800 млн.

В первый же день кризиса AirUnion, 20 августа, в московском Домодедово собралось около 2,5 тыс. человек, ожидающих вылета, еще тысяча человек ждала своих рейсов в регионах. Задержки рейсов продолжались несколько недель, многие пассажиры ждали вылета по несколько суток. Когда стало ясно, что своими силами AirUnion не справится даже благодаря выделенному из Госрезерва топливу, альянсу стали помогать перевозчики, летавшие теми же маршрутами.

Компании потерпевшего крах альянса — «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», «Омскавиа», «Самара» и «Сибавиатранс» — было решено объединить с другими компаниями, чьи госпакеты передавались корпорации «Ростехнологии»: это ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии», «Сахалинские авиатрассы», «Владивосток Авиа», «Дальавиа». Туда же должна войти авиакомпания правительства Москвы «Атлант-Союз». По словам главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, к 2012 году холдинг «Авиалинии России» будет перевозить 20 млн авиапассажиров в год.

Это в два раза больше, чем в 2007 году было перевезено «Аэрофлотом».

Однако у экспертов сразу возник вопрос, каким образом будет достигнуто столь рекордное количество перевозок. «Если суммировать количество перевезенных пассажиров авиакомпаниями, которые собираются войти в новый холдинг, получится около 9,9 млн пассажиров (не считая «Дальавиа»)», — говорит аналитик «ЦентрИнвест Груп» Наталья Сорокина.

Поэтому предрекать «Авиалиниям России», создаваемым согласно официальным заявлениям для вывода пассажирских авиаперевозок из кризиса, быстрого и громкого успеха никто не берется. В первую очередь, говорить о функционировании компании пока рано — как неоднократно повторялось, создаваться она будет в течение девяти месяцев, еще какое-то время потребуется для вхождения на рынок. Вместе с тем, отмечают аналитики Банка Москвы, «большая часть авиакомпаний, которые войдут в объединенную авиакомпанию, испытывает собственные проблемы, а их объединение еще не гарантирует получения эффективной маршрутной сети и так же, как и в случае с AirUnion, может привести к обратному результату — снижению объемов перевозок и сокращению рентабельности».

Ожидалось, что AirUnion поможет создать здоровую рыночную среду и станет третьим после «Аэрофлота» и «Сибири» по внутрироссийским перевозкам. «Формируется авиакомпания, сравнимая по объемам перевозок с «Аэрофлотом», для создания конкурентной среды в сфере авиаперевозок», — поясняли «Газете.Ru» в Минэкономразвития после подписания указа о создании объединенной авиакомпании AiRUnion весной 2007 года.

Однако единственным положительным моментом создания новой компании аналитики считают ее явную социальную направленность. Дело в том, что большинство объединяемых компаний — региональные, охватывающие в том числе и регионы, в которые иначе чем на самолете попасть невозможно. Поэтому государству придется поддерживать новый альянс в любых рыночных условиях.