Пенсионный советник

British Petroleum сдает Казахстан России

Компания British Petroleum заявила, что в ближайшее время завершит переговоры по продажи своей доли в Каспийском трубопроводном консорциуме

Алексей Топалов 16.10.2008, 19:13
ИТАР-ТАСС

Проект транскаспийского трубопровода понемногу разваливается – акционеры спешат продать свои доли в убыточном активе. А доли эти намерена приобрести Россия. Такая, мягко говоря, странная заинтересованность объясняется политическими соображениями — Россия пытается укрепиться в Средней Азии и не дать сделать то же самое США.

Компания British Petroleum заявила, что в ближайшее время завершит переговоры по продаже своей доли в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК). Правда, сообщил об этом почему-то не представитель самой ВР, а вице-президент по управлению активами КТК от компании Chevron Эндрю МакГрэхен. По его словам, ВР в настоящее время завершает переговоры со своими партнерами по проекту — «ЛУКойлом» и Kazakhstan Pipeline Ventures. С этими компаниями ВР создала совместное предприятие, и через него владеет в сумме 6,9% акций КТК.

«Продажа акций ВР не является неожиданностью, этот вопрос обсуждается уже два месяца, — рассказывает аналитик ФК «Открытие» Наталья Мильчакова. — Консорциум несет убытки, и его участники понемногу пытаются избавиться от убыточного актива». По оценке Мильчаковой,

пакет ВР может стоить $500-700 млн, и британская компания хочет выйти из проекта, так как терпит поражение сразу на многих фронтах:

«добыча падает уже несколько лет, реальную прибыль British Petroleum получает в основном от российско-британского ТНК-ВР». А любое удорожание проекта увеличивает убытки участников, отмечает аналитик.

При этом удорожание КТК ожидается уже в ближайшем будущем. Мощность трубопроводной системы намереваются увеличить — к 2012 году пропускная способность КТК должна вырасти с 32 млн до 67 млн тонн нефти. По предварительным оценкам, на это потребуется около $3,5 млрд.

Реализация этой идеи напрямую зависит от завершения переговоров по продаже доли ВР, сообщил Эндрю МакГрэхем, так как из всех акционеров проекта только British Petroleum еще ее не поддержала.

Расширение должно происходить за счет собственных средств компаний, и вполне очевидно, что ВР не намерена вкладывать деньги в проект, так как собирается продавать свою долю.

Российский «ЛУКойл» уже заявил, что рассматривает предложение по покупке доли ВР. Ранее глава «ЛУКойла» Вагит Алекперов заявлял, что не исключает покупки британских акций КТК по разумной цене.

ВР — не единственный участник, собирающийся покинуть консорциум. О возможной продаже своей доли заявлял и Султанат Оман, владеющий 7% акций КТК. Причем Оман, по словам МакГрэхема, намерен поддержать меморандум о расширении вне зависимости от окончания переговоров о продаже своих акций. Долю Омана могут поделить Россия и Казахстан, которые уже заявили о своей заинтересованности в ее приобретении.

Если России удастся выкупить и долю Омана, и долю ВР, отечественные компании будут владеть уже 37,9% акций консорциума. Таким образом, Россия постепенно наращивает влияние не только в консорциуме, но и на территории суверенного Казахстана.

«Экономического смысла покупать доли и Омана, и ВР нет», — говорит Наталья Мильчакова. К тому же добыча нефти в Казахстане перестала быть для «ЛУКойла» приоритетным проектом, напоминает она. Цель покупки может быть только политическая: не дать США перехватить инициативу в Казахстане, ведь КТК в основном проходит по его территории, считает эксперт. К тому же, по словам Мильчаковой, сейчас появились слухи, что Казахстан может отказать «Газпром нефти» в покупке 49% акций «МангистауМунайГаза», на которые она претендует, «и делается это не без консультации с США». Впрочем, официально эту информацию никто не подтверждал, уточняет эксперт.

«Я думаю, что реально покупать доли ВР и Омана никто из инвесторов не хочет, пока не будет политического задания сверху, — подытоживает Мильчакова. — А наверху, по-видимому, тоже внимательно изучают ситуацию».