Группа итальянских инвесторов, готовых вложить миллиард евро в экономическое оздоровление итальянского перевозчика Alitalia, отозвала свое предложение. Причиной стал отказ профсоюзов подписать документы по реорганизации компании — они включали в себя сокращение большого числа рабочих мест. Последний срок был назначен на вечер четверга, однако к этому моменту с условиями согласились лишь три из девяти профсоюзов. Остальные выразили готовность предложить свои варианты спасения Alitalia.
Напомним, что начало нынешнему печальному положению в Alitalia положил общий кризис мировых авиаперевозок, разразившийся после терактов 11 сентября 2001 года. Позже ему способствовали высокие цены на нефть и, соответственно, авиатопливо. Было принято решение о передаче госпакета акций (49,9%) в частные руки, однако многие потенциальные инвесторы, включая российский «Аэрофлот», отказались от покупки. Одним из факторов, помешавших вывести компанию из кризиса, является сильная профсоюзная поддержка:
только в прошлом году работники Alitalia бастовали 4 раза.
Новые меры могут опоздать, представители правительства уже обвинили профсоюзы в безответственности. Дата полного исчерпания средств компании была названа еще полгода назад – конец сентября 2008 года. Быстрое опустошение казны вызвано ежедневной потерей около 2 млн евро, сейчас авиакомпания существует благодаря субсидиям правительства Италии, которое весной 2008 года выделило ей кредит на $300 млн. «На наших счетах почти не осталось средств, их в лучшем случае хватит только до конца сентября, – напомнил неделей ранее назначенный правительством управляющий Августо Фантоцци. — У нас осталось очень мало времени.
Я сделаю все возможное, но если наша казна опустеет, то я буду вынужден ликвидировать компанию».
Несмотря на провал программы спасения, сейчас Фантоцци заявил, что в ближайшие дни полеты Alitalia будут совершаться в обычном режиме. В то же время правительство продолжит поиск решений, удовлетворяющих все стороны и позволяющих избежать объявления национального перевозчика банкротом. Впрочем, найти решение, устраивающее категоричные итальянские профсоюзы, будет нелегко. Как уже писала «Газета.Ru», отказ профсоюзов мириться с неизбежными увольнениями ранее вызвал разрыв договоренностей с Air France--KLM.
Планировалось, что консорциум из шестнадцати итальянских инвесторов выкупит доходные активы Alitalia, остальные будут объявлены банкротами и постепенно распроданы.
Реорганизация включала в себя также сокращение около 3,5 тысячи сотрудников компании, что вызвало протест профсоюзов.
Отметим, что первоначальная программа предполагала увольнение 5-7 тысяч человек из 20 тысяч. В дальнейшем обновленная Alitalia должна была слиться со вторым по величине перевозчиком страны Air One, после чего расчет шел на заключение соглашений с иностранными партнерами, например, Lufthansa или Air France--KLM. В результате Alitalia уже к 2013 году могла бы получить EBIT на уровне 250 млн евро при выручке 5 млрд евро.
Крах Alitalia серьезно покачнет репутацию премьер-министра Сильвио Берлускони. Спасение национального перевозчика было одним из его предвыборных обещаний. «Ситуация драматична, мы стоим над пропастью», — отреагировал Берлускони. Впрочем, он еще не готов поставить точку, «поживем — увидим» ответил он на вопрос, станет ли это концом Alitalia.