Пенсионный советник

Тамань вливается в международные воды

Порт Тамань станет международным

Оксана Новоженина 19.08.2008, 18:36

Правительство решило сделать строящийся порт Тамань международным — он может стать третьим в России по грузообороту. В условиях ухудшения ситуации в регионе России придется активнее развивать собственные порты на Черноморском побережье.

Морской порт Тамань станет открытым для международного сообщения и иностранных судов, говорится в постановлении правительства, подписанном премьер-министром Путиным. Росморречфлот построит в порту многосторонний грузовой пункт пропуска на средства, предусмотренные ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003–2010 годы)». Через два месяца после ввода в эксплуатацию пропускной пункт откроется в качестве международного под присмотром Росграницы. Обеспечением пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля лиц, груза и транспорта займутся соответствующие ведомства.

Проект развития порта Тамань предполагает два этапа, на первом пропускная способность достигнет 30 млн тонн, в дальнейшем предполагается расширить пропуск до 70 млн тонн в год. Согласно программе развития транспортной сети юга России объем инвестиций в Тамань превысит 1 млрд евро. Оценку поддерживают и специалисты. «Первый этап будет стоить не менее $1,5–2 млрд, исходя из нынешних цен и курса доллара», — считает генеральный директор ООО «Финэкспертиза» Агван Микаелян. О сроках и стоимости второго этапа говорить затруднительно – слишком долгосрочный проект. Прогнозы обещают России 5–6 лет стабильного экономического роста, тем не менее различные факторы могут вызвать торможение, объясняет Микаелян. К 2012 году станет ясно, есть ли необходимость в коррекции второго этапа, если ожидания окажутся завышенными. В любом случае, ожидается, что после завершения первого этапа

порт Тамань станет третьим по грузообороту в России после портов Новороссийска и Санкт-Петербурга.

Порт Тамань

Создание морского торгового порта в районе мыса Железный Рок было одобрено комиссией Минэкономразвития в сентябре 2006 года.

Впрочем, надо отметить, что серьезные планы на Тамань строить преждевременно. Порт пока строится, к тому же ввод в строй ряда сооружений задерживается. Так, нефтеналивной комплекс для перевалки 6,5 млн тонн нефтепродуктов в год компания «Союзресурс-Кубань» планировала завершить в 2009 году. «Проект очень большой и сложный. Много времени занимает решение земельных вопросов. И сроки, конечно, сдвигаются», — цитирует «Интерфакс» управляющего компании Станислава Бабина. По его словам, предполагалось уложиться в $280 млн, сейчас проект подорожал до $506 млн из-за роста цен на землю и стройматериалы. Начало возведения нефтебазы, морского причала, морского нефтепровода и дополнительной железнодорожной станции перенесено на первый квартал 2009 года.

Территориально новый международный порт расположен недалеко от крупнейшего черноморского «Новороссийского морского торгового порта» (НМТП). Тем не менее аналитики считают, НМТП не помешает развитию Тамани. Экономический рост в Южном федеральном округе превышает все самые смелые прогнозы, а расширять уже действующие порты до бесконечности невозможно. «К 2015 году НМТП перестанет справляться с растущими объемами грузов», — говорит гендиректор «Финэкспертизы». Фактически потребность в дополнительных пропускных способностях возникнет несколько раньше, добавляет эксперт:

колоссальный грузооборот и пассажирооборот в регион принесет Олимпиада.

Никакая транспортная инфраструктура не успеет расшириться настолько быстро, чтобы полностью принять на себя новую нагрузку.

Развитие порта в Керченском проливе между Азовским и Черным морем продолжает программу экс-президента Владимира Путина, поднимавшего вопрос о строительстве второй нитки Волго-Донского канала с выходом в порт Тамань. Впрочем, этот вопрос сейчас не является ключевым, он лишь мог сыграть роль в скорейшем открытии порта Тамань для международного сообщения. «Проекты такого уровня делаются многоцелевыми, с учетом многофакторного анализа. Планы по каналу Волга — Дон не стали решающими для Тамани, но не исключено, что их обсуждение сделало проект расширения порта более реалистичным», — предположил Агван Микаелян.

Многоцелевым порт делают и политические аспекты. Дефицит портовых мощностей на черноморском побережье возник с развала Советского Союза, когда большинство портов оказалось на территории Украины и Грузии. Немалая доля грузов, в том числе и для Олимпийского строительства, традиционно идет к нам через украинские порты (Николаев, Очаков и др.). Эксперты считают, что из-за обострения ситуации на Кавказе России придется ускорить развитие собственных портовых мощностей.