За прошедший год российские авиакомпании стали значительно пунктуальнее. Задержки рейсов в праздничный период сократились, при этом общее количество перевозок значительно возросло. «Количество задержек сократилось на 25% при общем росте перевозок более чем на 21%», — сообщил глава Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Евгений Бачурин на пресс-конференции в «Интерфаксе».
В относительных цифрах общее число рейсов, вылетевших с опозданием, составило 3,9%, тогда как в прошлом году — 8,5%.
В период новогодних празднований с 28 декабря 2007 года по 14 января 2008 было выполнено 1730 рейсов. Из них более чем на три часа задержались 69 вылетов. Для сравнения: в прошлом году было 115 таких задержек из 1365 рейсов. «В целом можно сказать, что программу авиаперевозок компании выполнили неплохо, — сказал Бачурин. — Объемы растут, это говорит о повышении благосостояния наших граждан».
Действительно, увеличение количества перевозок можно считать невероятно высоким. «Оптимистичные прогнозы по зимнему сезону обещали рост на 12–14%, — предполагал перед Новым годом в беседе с «Газетой.Ru» глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Пессимистичные вообще предрекали рост на 8–9%».
Глава Росавиации отметил также сокращение на 34% количества рейсов, задержанных по причинам технических неисправностей самолетов. Ряд длительных задержек (более шести часов) произошел из плохих погодных условий в Европе.
Так, уточнил Бачурин, 28–30 декабря аэропорты Пловдива, Вероны, Бухареста, Пардубицы и ряда других европейских городов, а также практически все аэропорты Болгарии с 9 по 12 января не принимали воздушные суда из-за сильного тумана.
В этом году стало меньше и злостных опоздавших — тех, кто виноват в пяти и более задержках (три компании по сравнению с шестью в прошлом году). Отдельный анализ будет проведен ведомством по каждой отдельной авиакомпании, после чего будут приняты меры по дальнейшему сокращению нарушений графика полетов.
В частности, виновников могут ограничить в количестве чартеров в период майских праздников и в летний сезон.
Так, к примеру, нарушения чартерной программы в прошлом году привели к тому, что авиавласти ограничили этой зимой участие в чартернах перевозках «ВИМ-Авиа» на 15–25%, «Красноярских авиалиний» (KrasAir)и «Оренбургских авиалиний» на 10–15%.
Росавиация приняла решение отказаться в этом сезоне от составления «черного списка» авиакомпаний, замеченных в большом количестве нарушений. «С большим удовольствием заявляю вам, что никакого списка нет и не будет», — констатировал глава ведомства. Напомним, год назад по итогам праздничной проверки были вынесены предупреждения четырем авиакомпаниям: «ВИМ-Авиа», «Сибирь» (S7), KrasAir и «Башкортостан».
Если бы перевозчики к лету не устранили неполадки, Росавиация была готова приостановить их свидетельства эксплуатанта.
«Благодарить надо весь комплекс мер, принятых в последнее время», — уверена аналитик ИК «ЦентрИнвест» Наталья Сорокина. Речь идет как об угрозах приостановки лицензии, так и о повышении ответственности авиакомпаний перед пассажирами в случае задержек, новые «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (действуют с октября 2007 года) требуют от авиакомпаний значительных финансовых расходов на обслуживание пассажира в период задержки. «Теперь дешевле обойдется летать вовремя, — считает Наталья Сорокина, — чем заявлять слишком плотный график, но не успевать ему соответствовать».
Наиболее популярными направлениями в этот праздничный сезон стали горнолыжные курорты Европы и пункты в юго-восточной Азии. Также на новогодние праздники пришелся пик перевозок по вывозу граждан РФ, совершивших паломничество к святым местам в Саудовскую Аравию. По мнению аналитиков, европейское направление само по себе накладывает на перевозчиков большую ответственность. «Российские авиакомпании все больше стремятся сотрудничать с международными альянсами, — говорит аналитик ИК «ЦентрИнвест» Наталья Сорокина. — Им важно сохранять свою репутацию в их глазах».