1 октября 2016

 $62.87€70.66

18+

Фотография: Артем Сизов/«Газета.Ru»

«Автоподставщики сменили вывеску»

В редакции «Газеты.Ru» завершилась онлайн-конференция на тему «Реформа ОСАГО. Что нового?». Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев рассказал о ходе реформы ОСАГО, объяснил как правильно пользоваться европротоколом, что будет с теми, кто покупает фальшивый полис, о том как получить скидку за безаварийную езду и ответил на ряд других вопросов.


  • Газета.Ru

    Добрый день! Начинаем нашу онлайн-конференцию.

    Здравствуйте.

    Газета.Ru

    Евгений Владимирович, первый вопрос. Фактически год прошел с момента старта революционной реформы ОСАГО. Можно подвести какие-то первые итоги?

    Да. За семь месяцев этого года было собрано 116 млрд руб. страховых премий по ОСАГО, что почти на 49% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Но и выплат со стороны страховщиков тоже стало больше — 66 млрд руб. При этом есть знаковый момент, что мы сейчас выплачиваем еще, по сути, по старым договорам. То есть в общем объеме текущих выплат доля договоров 2015 года не очень большая. Основные выплаты как раз еще идут по старым договорам. Но даже сейчас мы видим, что средняя выплата по ОСАГО существенно выросла. За семь месяцев она составила 44 тыс. руб. А уже в июле этот показатель достиг 51 тыс. руб. То есть налицо серьезная динамика роста. Ситуация меняется, и в результате за чуть более дорогой платеж по ОСАГО люди получили более качественную услугу: больше выплат, больше лимиты. Я думаю, что реформа ОСАГО состоялась.

    Газета.Ru

    Когда начиналась эта реформа, был шквал критики со стороны автовладельцев, со стороны правозащитников. Опасались, что вырастут тарифы, а качество услуг не изменится. Сейчас вы замеряете этот градус недовольства?

    Да, замеряем. И для нас, и для надзорных органов, таких как Центральный банк, очень важный показатель — это жалобы населения. Мы отслеживаем этот показатель. Действительно, если год назад было большое количество жалоб на доступность услуги, неадекватность выплат, на навязывание дополнительных услуг и прочие вещи, то сейчас это практически сошло на нет. Во всяком случае, по данным того же Центрального банка, ФАС, да и у нас такая же статистика, сейчас ситуация существенно улучшилась. Качество самой услуги стало выше. Остается единственная сложная проблема — это коэффициент «бонус-малус», и мы над ней сейчас работаем. Но в остальной части мы считаем, что существенно ситуация поменялась. Есть электронный полис, который позволяет в случае каких-то сложностей с покупкой полиса, с навязыванием услуг или еще с чем-то без проблем зайти на сайт компании и все сделать онлайн.

    Даниил

    По статистике РСА, за первое полугодие 2015-го, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, автовладельцы купили на миллион полисов ОСАГО меньше. С чем это связано: люди не ездят на своих авто или просто не страхуют их? А может быть, это последствия кризиса?

    Здесь существуют три фактора. Первое. Мы уже отмечали, и это было в прошлый кризис, что всегда снижается количество автомобилистов, использующих личный автотранспорт. Ведь полис необходимо приобретать только тогда, когда ты эксплуатируешь транспортное средство. Есть люди, у которых, допустим, два автомобиля в семье, и один они поставили на прикол. Или кто-то просто не может позволить себе сейчас ездить. Но тенденция, обозначившаяся в нынешний кризис, — это появление большого количества фальшивых полисов. Мы можем четко отметить это как явление. И по нашим оценкам, сейчас в стране около 2–2,5% фальшивых полисов ОСАГО. И поэтому мы начинаем проводить работу с поддельной страховкой.

    Борис

    По данным интернет-опросов, из-за роста тарифов на ОСАГО чуть ли не 80% респондентов отмечают, что рассматривают возможность покупки поддельных полисов ОСАГО. Фиксирует ли РСА рост числа продающихся поддельных полисов?

    Да, как я уже сказал, мы это фиксируем. И нас немножко пугает и расстраивает то, что человек знает, что полис поддельный, и сознательно покупает его. Я бы хотел отметить три основных плюса настоящих страховок, которые они здесь теряют.

    Во-первых, это саму страховую защиту, помимо своей машины ему придется из своего кармана полностью оплачивать ремонт и пострадавшей стороны. Во-вторых, люди теряют свою страховую историю, коэффициент «бонус-малус» (КБМ). Мы о нем сегодня будем говорить еще более подробно. Но это тоже очень важная вещь: человек, пропуская год вождения, обнуляет свою страховую историю, которую он зарабатывал много лет. А это может быть потеря скидки 30–40 и даже 50%. В-третьих, это штраф ГИБДД в 800 руб. Люди должны понимать, что защиты от него фальшивый полис не дает. Проверять будут. Сотрудники полиции могут на месте в реальном времени проверить подлинность как электронного, так и бумажного полиса ОСАГО. И по нашей статистике мы видим, что количество таких запросов от сотрудников ГИБДД постоянно увеличивается. Более того, сейчас обсуждается возможность выписывания штрафа за отсутствие полиса ОСАГО в автоматическом режиме с помощью комплексов фотовидеофиксации, как это сейчас происходит с превышением скорости.

    Геннадий

    Насколько законно проверять липовые полисы с помощью камер и когда это будет? Как это будет выглядеть и работать?

    Технологически на сегодняшний момент это возможно. Существуют два вида камер: камеры, которые в потоке проверяют машины (например, на угон, на административные правонарушения), и комплексы, которые фиксируют нарушения, связанные с превышением скорости, проездом на красный свет, езду по выделенной полосе. Отсутствие полиса — это такое же нарушение ПДД. Поэтому, как я уже сказал, эти камеры при проверке транспортного средства могут без проблем обращаться к информационной системе РСА и получать информацию, есть у проехавшего автомобиля полис ОСАГО или нет.

    На тот случай, если вы только купили страховку и ее еще не успели внести в систему, я бы хотел успокоить читателей и сообщить, что мы обсудили это с ГИБДД. Будет специальный небольшой переходный период для выставления штрафа. Например, семь или 14 дней. Чтобы у страховой компании была возможность внести полис в систему.

    Газета.Ru

    А есть понимание, когда именно?

    До конца года мы запустим пилотный проект в одном из регионов: либо в Москве, либо в Казани. Здесь инициатива поступила именно от региональных подразделений ГИБДД.

    Газета.Ru

    То есть это будут те же камеры фиксировать, которые сейчас нарушения ПДД отслеживают?

    Да, помимо различных правонарушений камерами будет проверяться также и наличие полиса ОСАГО. Я хочу отметить, что мы, Россия, здесь ничего нового не изобретаем. Вообще, на Западе работает еще более простой и жесткий вариант. Там просто база данных страховщиков сравнивается с базой данных дорожной полиции. Если, по данным страховщиков, у автовладельца на первое число каждого месяца нет полиса, то ему приходит штраф в виде «письма счастья».

    Газета.Ru

    Евгений Владимирович, а насколько база страховщиков сейчас актуальна? Действительно ли в ней есть информация о полисах всех автовладельцев? Или все-таки иногда она дает сбои?

    Сейчас информационная система страховщиков работает хорошо. Проблемы, которые были в предыдущий период, мы постарались устранить. Есть небольшая технологическая, в силу требований закона, задержка, когда сведения о только что купленном полисе не сразу попадают в базу. Электронные же полисы сразу попадают в систему. Но то, что все страховки попадают в систему, проходят проверку, это факт. Исключение составляют фальшивые полисы и полисы от компаний-банкротов.

    Газета.Ru

    Может быть, вопрос не к вам, а к правоохранительным органам, но все же. Какие риски несет автовладелец, если он покупает поддельный полис? Помимо тех, что вы перечислили.

    Автовладелец несет административную ответственность. Однако доказать, что он сознательно купил фальшивый полис, может быть непросто. Потому что нужна соответствующая доказательная база, и доведенных до суда дел здесь немного. Но сейчас готовятся изменения в закон, чтобы привлекать к ответственности таких нарушителей более эффективно.

    Газета.Ru

    А в какой закон?

    Поправки будут в КоАП РФ. Изменения должны быть хорошо продуманными, потому что никто не застрахован от покупки фальшивого полиса. Санкции должны быть четко прописаны. Сейчас все это на стадии обсуждения.

    Газета.Ru

    А размер наказания уже примерно ясен?

    Нет.

    Газета.Ru

    Давайте перейдем к электронным полисам. Как я понимаю, все это стало работать с 1 октября у нас, вот только недавно?

    Нет, электронный полис был запущен еще 1 июля. Правда, тогда он работал только в режиме пролонгации действовавшего на тот момент договора. На тот момент люди не очень активно этим пользовались. В день у нас продлевалось, таким образом, 100–150 договоров, иногда доходило до 200.

    А 1 октября началась важная веха, был запущен сервис, когда появилась возможность поменять свою страховую компанию, оформив e-полис. И сразу же мы увидели такую динамику: с первых чисел октября число оформляемых электронных полисов со 100–150 подскочило до 300 в день. А за понедельник, 12 октября, у нас было оформлено 900 полисов. Пока для нас это рекорд. И это еще не предел, потому что еще не все страховщики подключились, так как это довольно сложно технологически. Я думаю, что электронный полис сделал серьезный шаг вперед и его популярность будет только расти.

    Газета.Ru

    А подделать его никак нельзя? Не опасаетесь здесь каких-то мошенничеств?

    Каждый может подстраховаться. Во-первых, заключить договор ОСАГО только на сайте страховщика. Из процесса были исключены все посредники, брокеры. Поэтому если на каком-то сайте вам предлагают купить электронный полис, но это не сайт страховой компании, то лучше не рисковать. Даже на сайте РСА купить его нельзя. Во-вторых, подлинность полиса можно проверить на сайте РСА с помощью удобного сервиса. А с 1 января 2016 года, как только полис вносится в электронную базу, автомобилисту будет приходить соответствующее SMS-уведомление, что его полис зарегистрирован. Главное — не забыть указать свой телефон.

    Газета.Ru

    Ну а гаишники будут проверять наличие электронного полиса по базе данных...

    Да, но все-таки лучше возить с собой распечатку электронного полиса.

    Алена Владимировна

    Здравствуйте. Если я оформлю электронный полис, где гарантия, что сотрудники ГИБДД мне поверят? Спасибо.

    Поверят. Но только надо помнить, что помимо самого полиса по электронной почте пришлют еще и извещение о ДТП для оформления европротокола, и его надо распечатать и возить с собой.

    В течение первых двух месяцев запуска электронных полисов у нас еще возникали какие-то единичные жалобы, что сотрудники ГИБДД не верят. Но за весь сентябрь у нас вообще нет ни одной жалобы на это. Все полицейские уже знают, что такое электронный полис, и хорошо проинструктированы на этот счет. Вопросов у них возникать не будет.

    Газета.Ru

    Буквально перед интервью пришел вопрос от читателя, довольно эмоциональный. «Я сегодня пытался три раза оформить полис, но каждый раз он выдает информацию по проверке РСА: что ни водителя, ни страхователя не существует». Расскажите, с какими сложностями сталкиваются люди при оформлении электронного полиса. И, может быть, вы расскажете какую-нибудь простейшую схему, алгоритм, чтобы наш читатель, да и любой автовладелец мог спокойно воспользоваться, не бояться через компьютер, виртуально оформлять документы.

    На самом деле вся процедура не такая сложная, как может показаться. Прежде всего нужно очень внимательно относиться к заполнению персональных данных. Компьютер «мыслит» не как человек: если не заполнены все поля, то договор не будет оформлен. Второе. Важно избежать ошибок и опечаток.

    Сейчас мы отрабатываем новую технологию. В ближайшее время у нас будет доступ к базам федеральных органов исполнительной власти, к базам данных ГИБДД и Федеральной миграционной службы. Тогда информация при заключении договора будет дополняться автоматически: если человек зарегистрирован в Российской Федерации, данные по нему будут подтягиваться из этих баз, и информация будет достоверная, точная, и уже не будет никаких ошибок.

    Газета.Ru

    Если коротко, можете сказать, в чем преимущество электронного полиса перед обычным?

    Во-первых, это удобство. Человеку не нужно искать офис страховщика. Первый покупатель электронного полиса оформил его, вообще находясь в отпуске. Мы его спросили, зачем ему полис в отпуске. Он ответил, что на отдыхе вспомнил, что у него на следующий день заканчивается страховка. Он просто зашел на сайт страховщика и оформил там полис. E-полис — это удобство, сервис и доступность, это то, чего хотели люди. Когда застраховаться можно дома, это так же удобно, как купить авиабилет.

    Газета.Ru

    Я предлагаю переместиться к другой теме, тоже сегодня ее затрагивали, это европротокол. Как я понимаю, сейчас вы исследуете ситуацию после реформы, которая тоже затронула европротокол. Скажите, что-то изменилось с этим, люди стали чаще пользоваться?

    Вы знаете, как? У нас была удивительная вещь. Год назад были подняты лимиты по европротоколу, и вместо 25 тыс. сделали 50 тыс. руб. И мы надеялись, что это сильно увеличит количество людей. Но большого прироста не получили, и среднее количество людей по европротоколу увеличилось, но это было 2–3% всего, то есть несущественное увеличение, с девяти до одиннадцати с небольшим процентов.

    Но когда с 1 июля были внесены изменения, и необходимо стало убирать транспортное средство с места ДТП, и введена была в том числе мера административного наказания, хотя она, мы знаем, по данным того же ГИБДД, активно не применяется, то есть они не выписывают штрафы повсеместно. То есть call-центр, который работает в ГИБДД, он сообщает людям, разъясняет и прочее. Так вот, получилось так, что с 1 июля вот эта мера, даже не то что мера, а информация о наличии возможности такой меры, привела к тому, что мы увидели резкий рост людей, которые стали обращаться к европротоколу.

    Плюс мы провели ряд мероприятий обучающих, в том числе включили в программу обучения новых водителей и прочие случаи, для того чтобы люди понимали, что такое европротокол. Вот пример. Москва, количество убытков по европротоколу было пять с небольшим процентов, стало 21%. То есть рост в три с половиной раза, ну очень существенный. Мы видим, у нас отдельные регионы, например, такие, как Санкт-Петербург, там 35%. То есть количество людей, оформивших ДТП по европротоколу, составляет на сегодняшний момент в некоторых регионах 25–30%. Мы считаем, что это существенный рывок, с 10–11%, которые были, вот до таких высоких цифр. Мы понимаем, что нужно еще и дальше двигаться в этом направлении, страховщики активно развивают это.

    Вот часто считают, что страховщики отказывают по европротоколу. Да нет, количество отказов по европротоколу и аналогичному простому урегулированию убытков одинаковое. То есть если по обычному ОСАГО в среднем 10% случаев, когда идет отказ у страховщика, по европротоколу то же самое. То есть из 10 заявленных случаев только один случай, когда идет отказ. Ну, потому что там нет виновного, неправильно определен, полис неправильно, они вписали не в той базе, там ошибки допущены. Что по классическому урегулированию, что по европротоколу, количество отказов одинаковое — около 10%.

    Газета.Ru

    Я думаю, людей, которые боятся оформлять европротокол, можно понять: нужно же самим заполнять все бумаги...

    А я верю в наших людей. Европротокол и называется именно так, потому что вся Европа пользуется этим бланком: в Германии, Франции, Испании. Он точно такой же, точно с такими же полями. Европротокол работает там уже больше 25 лет, но там он тоже внедрялся постепенно. И сейчас люди прекрасно заполняют этот бланк и не путаются. Ведь там же очень простые вопросы, нужно только проставлять галочки.

    Но хотелось бы обратить внимание на два момента. Первое — правильно указывайте реквизиты. Многие забывают указать номер полиса виновника аварии, записать его данные. Сомневаетесь — сделайте на смартфон фотографию полиса виновной стороны, чтобы она у вас была, потом вы могли бы показать ее страховщику. И второе. Иногда правильно указывают реквизиты, а о самом ДТП ничего не рассказывают. Ведь все-таки страхуется не автомобиль, а страхуется ответственность. Если страховщик на основании тех данных, которые указаны в Извещении, не сможет определить степень вины, это приводит как раз к отказу. Нужно не просто нарисовать две машинки, но и изобразить схематически, что находилось рядом, какие здания, конструкции; как машина стояла относительно дороги, светофора, перекрестка, разметки и так далее. Ведь вторая сторона может прийти в свою страховую компанию и сказать, что все было наоборот и на самом деле пострадала в аварии именно она. Если же схема изображена детально и под ней стоят подписи обеих сторон, то разночтений потом не будет. Не надо большой лирики, но надо просто указать: по такому-то адресу произошло такое-то столкновение, на пересечении такой-то улицы или около такого-то дома.

    Мы проводим обучение, как пользоваться европротоколом. И обращаем внимание: если вы оформили электронный полис, заранее посмотрите Извещение о ДТП, какие там графы, задайте вопросы страховщику. Но еще раз подчеркну: там нет вообще ничего сложного.

    Газета.Ru

    Насколько нам известно, в правительстве РФ тоже внимательно следят за европротоколом. И я не исключаю, что там готовят какие-то новшества. Может быть, по вашим данным, грядут какие-то перемены?

    С 2019 года лимит по европротоколу в 400 тыс. руб., в силу требований закона, будет действовать не только в четырех регионах, как сейчас (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область. — «Газета.Ru»), а по всей России.

    Но тут есть нюанс. Безлимитный европротокол — это чуть более сложная вещь, он требует, чтобы информация была некорректируема с помощью каких-либо инструментов. Это обеспечивается с помощью специальных устройств, установленных в авто, которые фиксируют и позволяют подтвердить факт ДТП. Это несложное устройство, но пока оно не получило масштабного распространения. Сейчас это спутниковые навигационные системы, ГЛОНАСС или GPS. Со следующего года будет только ГЛОНАСС. Он раньше не использовался в европротоколе. Мы надеемся, что цена этих устройств будет доступной. А их наличие позволит человеку получать уже по европротоколу не до 50 тыс. руб., а до 400 тыс. руб.

    Газета.Ru

    Значит ли это, что вырастет и стоимость на полис ОСАГО?

    Нет. Просто человеку нужно будет на свою машину, если он хочет воспользоваться европротоколом, поставить определенное устройство. Ну а на машины, те, которые собираются в России, как вы знаете, эти устройства будут ставиться уже на заводе в обязательном порядке. Поэтому, покупая новый автомобиль, человек уже будет иметь такое устройство.

    Газета.Ru

    Рассматривается ли сейчас возможность изменения тарифов на полисы ОСАГО для автомобилистов?

    Нет. Мы очень настороженно смотрели на изменения курса валют, и динамика нас, как и всех, расстраивала. Потому что это все очень сказывается на ремонте, удорожании запасных частей. Последние наши исследования показали, что нынешний тарифный коридор позволяет страховщикам нормально работать. Но нужно развивать практику определения и применения этого коридора. Чтобы была вариативность предоставления скидок. И тогда уже не надо будет постоянно пересматривать тарифы. Они будут, по сути, устанавливаться рынком самостоятельно, страховыми компаниями.

    Газета.Ru

    Скажите, а вообще, каковы перспективы введения свободного тарифа?

    Мы обсуждали с Центральным банком, что нам бы хотелось в течение двух лет постепенно прийти к этому. Потому что мы понимаем, что сейчас в каких-то отдельных сегментах или отдельных категориях машин можно было бы увеличить тарифы, а где-то, наоборот, снизить. Сейчас коридор достаточно узкий.

    Газета.Ru

    То есть будет больше привязана стоимость полиса к самому автомобилю? Грубо говоря, чем круче автомобиль, тем, соответственно, выше страховка? И чем скромнее автомобиль, тем страховка доступнее?

    Не факт. Все зависит от человека, а не от машины. Потому что иногда один владелец имеет два дорогих автомобиля. Если он ездит очень мало, аккуратно и т.д., почему бы и нет, у него будет очень дешевая страховка.

    Газета.Ru

    Евгений Владимирович, еще одна тема, которую вы сегодня тоже затрагивали, — это коэффициент «бонус-малус», так называемый КБМ. Скидка по ОСАГО за безаварийную езду в течение года. От наших читателей было много вопросов. Основная их претензия, как я понимаю, в том, что в базе страховщиков есть информация не обо всех страхователях. Например, когда человек год не совершал ни одного ДТП и ему положен какой-то за это понижающий коэффициент. Что это за ситуация? Есть ли действительно такая проблема и как она решается или планирует решаться?

    Да, проблема такая есть, но она не массовая. Более 36 млн автовладельцев имеют понижающий КБМ. На сегодняшний момент почти 4,5 млн человек имеют КБМ 0,5. Это достаточно много и показывает эффективность КБМ.

    Но у части автовладельцев есть проблемы с определением правильной скидки за безаварийность, так как есть жалобы. Причин может быть несколько.

    Во-первых, это недостоверные данные. То есть один человек может быть вписан в несколько полисов, и, соответственно, у него будет несколько КБМ. При этом сам человек может и не помнить, что когда-то согласился быть вписанным в чужую страховку. И если по другому полису происходил убыток, то скидка уменьшается, ведь она определяется по последнему закончившемуся договору. Но ведь страхователь, будучи законопослушным и дисциплинированным, может даже и не знать, что по другому полису происходили аварии.

    Второе. На Западе, к примеру, очень трепетное отношение к тому, кого вписать в свой полис. В Германии даже есть такая практика регресса. То есть если водитель, которого человек вписал в свой полис, стал причиной ДТП и автовладельцу подняли КБМ, то он имеет право обратиться в суд и потребовать с виновника аварии часть премии. Люди не всегда знают свой реальный КБМ и неправильно предоставляют информацию.

    Страховщики тоже допускают ошибки. РСА с ними борется. С этого года очень сильно ужесточили требования к страховым компаниям, к их информационным системам. И вот анализ, который мы только что проводили с Центральным банком, показал, что основные ошибки технического характера, которые еще продолжают пока приходить к нам по жалобам страхователей, — это в основном ошибки 2012–2013 годов.

    То есть ошибок 2015 года по работе самой IT-системы и по неправильному расчету практически нет. За этот год мы получили всего порядка 50 ошибок. В основном они были допущены при смене водительского удостоверения, а автомобилист об этом не сообщал страховщику.Соответственно, система его «не видит», и ему приходит максимальный КБМ — единичка — как новому водителю. Хотя чего проще сообщить страховщику свои новые данные.

    Роман

    Здравствуйте. В прошлом году я страховал ТС перед постановкой на учет не как обычно — в офисе страховой компании, а рядом с ГИБДД. Страховой агент, по-видимому, поленился проверить мой КБМ (0,65 на тот момент) и выписал полис с коэффициентом 1, после чего внес это изменение в базу КБМ, и при последующих страхованиях мне уже приходится платить за полис с КБМ 1. Претензию в СК, чей страховой агент допустил небрежность, я уже написал, но спустя почти два месяца никакого ответа не получил и нет ощущения, что получу. Имеет ли смысл писать жалобу на СК в высшую инстанцию, то есть в РСА, или же этот вопрос находится только в ведении СК и никакому регулированию сверху не подлежит?

    P.S. Вообще оказалось, что это довольно распространенная проблема — когда один недобросовестный агент вводит в базу неверный повышающий коэффициент, и человек потом несколько лет переплачивает за эту ошибку. Возможно, стоит сделать процедуру подсчета коэффициентов более прозрачной и документально фиксируемой (например, в полисе), чтобы при покупке полиса ОСАГО приходилось не верить на слово агенту, а иметь документ, подтверждающий расчет?

    Во-первых, этот человек правильно сделал, когда обратился в страховую компанию. Следующей инстанцией мог бы быть РСА. Мы видим, что иногда неумышленно страховщик не выдерживает сроки. Из этого обращения не вполне понятно: может быть, он в разных компаниях страховался. Зачастую, чтобы внести изменения в полис, необходимо поднять предыдущие полисы. Если человек раньше страховался в другой компании, надо туда и обращаться, только в таком случае процесс корректировки КБМ может затянуться.

    Поэтому пошаговые действия выглядят следующим образом. Сначала надо обратиться в свою страховую компанию. Потом, если она почему-то не отвечает, то в РСА. Но если вдруг и РСА не отвечает, что очень маловероятно, то тогда уже — в Центральный банк.

    Для того чтобы страховщики не затягивали сроки, мы сейчас как раз вносим изменения в правила профдеятельности. Центральный банк попросил нас четко прописать, сколько времени страховщик должен рассматривать соответствующее обращение на изменение КБМ. То есть людям будет донесено, что, например, после обращения к страховщику официальный ответ должен проходить через такой-то срок. Либо справка, в которой бы пояснялось, почему КБМ именно такой, а не другой. Либо сообщение, что да, ошибка была обнаружена и устранена, и новый договор страхования вы сможете заключить уже с исправленным «бонус-малусом».

    Что касается возможности проблем, которые есть по КБМ. Еще раз повторюсь, что не исключены какие-то технические ошибки. Сейчас мы сделали очень удобный сервис на сайте РСА. Там можно проверить свой КБМ на текущий момент. Сразу можно понять, были ли ошибки.

    Иными словами, на протяжении ряда лет мог действовать неправильный КБМ, но в таких случаях выясняется это в основном только сейчас, и люди идут его менять.

    Газета.Ru

    Давайте тогда перейдем еще к одной важной теме. Она была довольно актуальна еще буквально полгода назад, но сейчас, мне кажется, поток негатива уже схлынул. Это навязанные услуги со стороны страховых компаний. Скажите, что за последнее время изменилось? Удалось ли как-то переломить эту тенденцию? У автовладельцев складывалось крайне негативное впечатление, когда они приходили и понимали, что им страховка обходится дороже, потому что им навязали какие-то дополнительные, казалось бы, ненужные услуги. Что сейчас с этим происходит?

    Я бы отметил три основные вещи, которые были сделаны. Во-первых, как уже было сказано, запущен электронный полис, поэтому у человека уже появляется реальный шанс без какого-либо навязывания купить полис на сайте. Во-вторых, в июле страховщики приняли у себя так называемые правила профдеятельности. Там четко прописан запрет на навязывание услуг, а за страхователем закреплено право на фото- и видеофиксацию момента заключения договора, чтобы потом можно было аргументированно жаловаться. Со стороны Центрального банка и РСА за навязывание дополнительных услуг — очень большой штраф. В-третьих, мы в октябре приняли добавления к этим правилам профдеятельности, так называемый период охлаждения. Это значит, что если при заключении договора ОСАГО человеку навязали еще и необязательную страховку, то он может от нее отказаться в пятидневный срок (только если по ней не было за это время страхового случая).

    Мы считаем, что это очень хорошая практика. Эти три механизма позволили практически побороться с этим явлением. И поэтому и ФАС, и Центральный банк, и мы сами отметили резкое снижение количества жалоб автовладельцев на навязывание услуг. То есть практически там единичные случаи остались.

    Газета.Ru

    Это видно даже по вопросам наших читателей. Если еще полгода назад это был из основных вопросов, то сейчас их практически нет.

    Евгений И.

    Как страховщики отнеслись к указанию ЦБ возвращать навязанные дополнительные страховки, если человек хочет от них отказаться? И будут ли их возвращать на самом деле?

    Часть из них уже так и поступала. Просто выплаты делались не по всем видам страхования. Сейчас мы обобщили эту практику. У кого-то это занимало семь дней, у кого-то — один. Поэтому для страховщиков это указание не стало новостью. Просто сейчас эти правила стали более унифицированными, стандартными. Это было сделано для того, чтобы люди не путались и четко понимали, как им действовать.

    Газета.Ru

    Еще вопрос от читателя — будут ли эти платежи действительно возвращать. Если, допустим, страховщик гипотетически уже навязал какие-то услуги, а пользователь понял об этом уже постфактум, будет ли у него возможность вернуть деньги?

    Конечно, как я и говорил, «период охлаждения» подразумевает такую возможность. В таком случае есть два варианта действий. Если с момента заключения договора прошло менее пяти дней, то ему вернут полностью всю потраченную сумму. Если же прошло более пяти дней, то человек получит сумму за вычетом этого времени. Единственное условие — страхового случая в этот период быть не должно. Вот таким образом работает система возврата.

    Александр

    Можно ли предусмотреть отдельную ответственность для таких водителей-мошенников, которые устраивают подставы для автомобилистов? В ГИБДД известны такие случаи, но, получается, ничего, кроме как выплаты страховки, им не грозит? Сейчас правительство предлагает ввести понятие опасного вождения, нельзя ли подвести автоподставы под эту статью?

    К сожалению, под ту норму, которую сейчас отрабатывают по опасному вождению, нельзя подвести автоподставу. Так что сейчас КБМ — это, пожалуй, единственный способ бороться с ними. Другого пути, на мой взгляд, пока нет, к сожалению.

    Тут есть такой очень тонкий момент: есть автоподставы и есть автоюристы, которые якобы помогают людям правильно оформить документы, добиваться выплат. В последнее время между автоподставами и автоюристами очень часто стоит знак равенства. И с автоюристами, и без них средний компенсируемый убыток сейчас составляет 51 тыс. руб. Но при этом автоюристы пытаются навариваться на участниках ДТП — хотя реально размер компенсации увеличить не могут. Вместо этого они пытаются заработать на человеке, действуя от его имени, отсуживать непонятные штрафы, пени, бОльшую сумму убытка. Человек может и не знать, что кто-то судится от его имени, и очень удивлен, когда ему приходят, к примеру, требования об оплате подоходного налога. Отсуженных денег он может так и не увидеть.

    Сейчас страховщики платят все больше. При этом мы видим, что с ними судятся в основном не люди, а некие организованные группы. Вот это сейчас основная проблема, даже не автоподставы.

    Алексей

    Привет из Питера. В прошлом месяце въехали в задний бампер, через 10 минут (!!!) на место прибыли два молодчика, представились «автоюристами», сказали, что помогут решить проблему на месте. Жена испугалась и сказала, что ни в ком не нуждается, а они стали угрожать и запугивать. Когда я приехал, их уже не было. Вопросов два: как они узнали? Второе. Может, с ними выплаты проходят быстрее и зря мы не согласились? Спасибо за внимание.

    Есть некая теоретическая вероятность, что с помощью таких «автоюристов» выплату можно получить быстрее. Но далеко не всегда она будет больше той, на которую можно рассчитывать и без их услуг. Как это работает? Происходит выкуп права. Такие деятели платят человеку деньги, что называется, «на месте», а потом начинают разбираться со страховой компанией, отсуживают несоразмерные суммы и забирают их себе.

    Лучше обращаться в страховую компанию. У людей еще пока не отложилось в сознании, что уже действует безальтернативное прямое возмещение убытка. То есть теперь вы не ищете компанию – виновника аварии, для которой вы просто никто. А вы приходите в свою компанию, где вы купили полис, которая вас ценит как своего клиента, и говорите: заплатите мне за мою машину и сами разбирайтесь с той, другой страховой компанией. То есть сейчас механизм поменялся. Поэтому страховщики сейчас очень заинтересованы в качественном урегулировании убытка, чтобы человек пришел к ним и на следующий год.

    Сейчас, кстати, активно развивается выплата в натуральной форме, направление на ремонт. По Москве у ряда страховщиков треть убытков регулируется в натуральной форме. Это гораздо более эффективно, чем обращаться к «автоюристам»: тебе ничего не надо делать, тебе просто ремонтируют машину.

    И второе. Да, очень плохо, когда «автоюристы» приезжают на место аварии, получая информацию в момент наступления страхового случая. Это говорит о том, что у них, конечно, есть некое взаимодействие с информационными системами. Мы с этим пытаемся бороться. Вот почему я сказал, что «автоюристы» и «автоподстава» — это примерно из одной оперы. То есть они раньше по каким-то подставам приезжали, теперь они просто сменили вывеску.

    Елена

    Страховщикам не хочется терять свои деньги, и они всячески отговаривают водителей пользоваться услугами юристов. Если это не так, то когда, в каких ситуациях, на ваш взгляд, все-таки стоит обращаться к автоюристам? Могут ли они действительно помочь в сложных ситуациях?

    Нет, конечно, когда я говорил про автоюристов, я ни в коей мере не хотел всех огульно обвинить в нечестноти. Конечно, такое занятие должно существовать. Наверное, бывают случаи, когда страховщик не прав. Кто-то должен защищать мнение и страхователя.

    Мы сейчас говорим только о том, что при ДТП надо прежде всего обратиться именно в свою страховую компанию. И если его там все устроило, какой смысл дальше судиться и привлекать какую-то юридическую организацию? Основная проблема как раз — в злоупотреблении незнанием людей, нередко их запугивают страшными историями о страховщиках, заставляют людей переуступить свое право требования. Эти вот «добровольные помощники» на самом деле забирают основные деньги человека, которые он мог бы получить. Они пишут: экспертиза — 25 тыс. руб., услуги посредника — 15 тыс. руб. А человек как получал свои 40–50 тыс. руб. среднего убытка, так и получает. Из 100 тыс. убытка 45% могут составлять доходы этих «помощников». За счет такой практики и растет убыточность.

    Два примера. Есть Свердловская и Челябинская области. В Челябинской области автоюристы очень активно работают, и поэтому коэффициент там уже догнал Москву. То есть высокая активность автоюристов приводит к тому, что в Челябинской области автовладельцы платят больше, чем их соседи. Есть регионы, в которых и администрация, и полиция проводят активную работу против такой практики. Таких примеров по стране много. РСА проводит активную работу с местными администрациями.

    Газета.Ru

    Тему единой методики оценки ущерба хотелось бы поднять. Собственно, водители нередко жалуются, что цены в справочниках ниже реальных. Так ли это и как РСА исправляет ситуацию?

    Технические ошибки вполне возможны. Потому что справочник обновлялся всего два раза. Раньше в справочники могла попадать не совсем корректная информация; могли по отдельным машинам, запчастям быть ошибки. Поэтому мы привлекаем экспертов, чтобы они помогли нам совершенствовать справочники, уточнять информацию в них.

    Но я хотел бы обратить внимание, что основная проблема все же не в этом. На рынке очень много источников данных о стоимости запчастей. Люди, увидев цену запчасти в одном месте, иногда считают, что она единственная на рынке. Но ведь если человек за свои деньги ремонтирует, он и то смотрит, где можно купить подешевле. Цены в справочниках — это среднеарифметический показатель по рынку. Бампер на рынке можно купить и за 12 тыс., и за 13 тыс., и за 20 тыс. руб. Так вот в справочниках цена всегда средняя. Показатели же в справочнике рассчитываем не сами, а используем разные программные комплексы. Вместе с ними готовим предложения, чтобы человеку было понятно, в каком месте он может приобрести деталь за такие деньги. Но на самом деле у людей теперь есть право получить выплату в натуральной форме. Многие почему-то об этом забывают. Особенно в регионах. Но ведь при направлении на ремонт максимум, что нужно будет сделать, это доплатить разницу за износ запасных частей.

    Газета.Ru

    Евгений Владимирович, еще есть вопрос о Бюро страховых историй. Оно с 1 октября работает у нас?

    Мы запустили его с 1 августа. Сейчас информация обо всех договорах и убытках (не только по ОСАГО, но и по каско, добровольному страхованию) аккумулируется в РСА. Поэтому скоро у страхователя появится возможность запросить в РСА свою историю, показать ее страховщику по каско и сказать: я очень аккуратный водитель, мне нужно сделать скидку за безаварийную езду. С другой стороны, и случаи мошенничества тоже будут более предметно вычисляться по этой базе. Потому что это позволяет как раз определить и случаи автоподстав. База позволяет видеть тех «отличников», которые на своей машине 40 раз попали в аварию и ни разу не были виноваты. Это для страховщиков сигнал: поработать, что за такой очень аккуратный водитель, который никогда не был виноват, но почему-то в его машину постоянно кто-то врезается.

    Газета.Ru

    А что вы делаете с таким человеком?

    Сейчас пока ничего не делаем — мы только начали формировать такую историю. В этом отношении результат будет виден чуть позже. Тем не менее Бюро страховых историй более чем важно уже сегодня, в практике применения КБМ. Информация обо всех прежних договорах хранится в базе, и доказать свое право на скидку отныне гораздо проще.

    Николай

    Добрый день! Одновременно приобрел полис ОСАГО и «Зеленую карту». Обошлось не просто дорого, а очень дорого. Откуда такие расценки? На кого они рассчитаны? Я живу в провинциальном городе. Мне нужно съездить к родственникам за границу на два дня, а я должен был заплатить за 15 дней 2830 руб. и плюс стоимость ОСАГО.

    Есть два уровня «Зеленой карты». Просто в Европе очень высокие лимиты по выплатам по страхованию ответственности. И если вы врезались там, то выплата, которую будет урегулировать страховщик, будет очень большой, и там уже не 400 тыс. руб. У нас есть убытки по миллиону евро и больше. Там убыток не столько по имуществу, очень высокие убытки по жизни и здоровью. В ряде стран лимит выплат вообще отсутствует. Вообще, самый большой убыток по «Зеленой карте», который проходил через российское бюро, составил более двух миллионов евро. Причем самые большие выплаты происходят не по ДТП со смертельным исходом, а когда его участники становятся инвалидами. Делается расчет, когда человеку каждый месяц приходится платить какую-то сумму денег. Поэтому «Зеленая карта» такая дорогая, что расчет сделан как раз под такие серьезные большие лимиты. Мы часто говорили: если и в России сделать безлимитное урегулирование убытков, то, наверное, это тоже повлечет увеличение стоимости ОСАГО. Поэтому наш полис, конечно, дорогой. Но пока не настолько дорогой, он этим лимитом ограничен.

    Газета.Ru

    Евгений Владимирович, в завершение интервью традиционно просим что-то пожелать нашим читателям. Может быть, какое-то пожелание от вас лично.

    Мне бы хотелось пожелать нашим читателям, чтобы они верили в своих страховщиков, с которыми они работают. Страховые компании сейчас очень клиентоориентированы. Они заинтересованы в том, чтобы за те деньги, которые люди им заплатили, оказать им качественную услугу. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы люди работали напрямую со своими страховыми компаниями, получали реальное возмещение убытков. Но чтобы полис был дешевый, ездите менее аварийно. Тогда вы получите хороший КБМ. А уж РСА проследит, чтобы он у вас сохранился и вы получали большую скидку за безаварийность.

    Газета.Ru

    Спасибо большое.